Произведение из числа тех, которые интересны не сами по себе, а своей историей создания, судьбами авторов и неоднозначным культурным влиянием. Мульт создавался чертовых 29 лет и стал материалом плагиата для Аладдина, которого в итоге сделали лучше и всего за полтора года. Кто еще не знает этой драматичной, жестокой и нелепой истории о его авторе, посмотрите или почитайте обзоры. Если вкратце – автор был гениальным художником, но плохим режиссером и организатором, он ставил заоблачные цели, не умел работать с людьми, неправильно расставлял приоритеты, нарушал обещания и по сути положил жизнь на проект, который того не стоил.
В этом мульте анимацию и историю нужно разбирать отдельно, поскольку это две совершенно неравные составляющие. С самого начала это было проектом художника, а не рассказчика, и цель ставилась – поразить весь мир визуалом, совершенством картинки. На эту задачу было поставлено всё. Поэтому сюжет пострадал, о нем мало думали, его не строили по трехактной или вообще какой-то осмысленной структуре, персонажей не раскрывали, и в общем сюжет присутствует скорее для галочки.
Итак, бессмыслица в истории. Султан – хороший человек, но позволяет быть вторым человеком в государстве отъявленному злодею. Да, султан спит на ходу и возможно околдован, но это не раскрыто – будь он под гипнозом, он вообще не смог бы отказывать визирю ни в чем, но он может. Визирь, получив отказ в свадьбе с принцессой, решает бросить всё – власть, статус, хоромы, чтобы стать никчемной шестеркой у лидера одноглазых. В чем тут смысл? У одноглазых его смешали с грязью, но он будто бы доволен. Принцесса отправляется с караваном в пустыню, но у нее нет никакой охраны, никакой защиты. Хорошо, что разбойники оказались сбродом песняров, не имеющих представления о своем деле, иначе мульт мог бы оказаться на треть короче. Кстати у разбойников нет никакой роли в истории, даже в восстановленной режиссерской версии, и при их вырезании мульт вообще ничего не потерял бы. Идеальный пример ненужных персонажей. С тремя шарами всё непросто: они являются макгаффином мульта, им приписывается свойство защищать то место, над которым они закреплены, но при этом, будучи установлены на боевую машину одноглазых, они ее не защитили. А почему? Победа сапожника вовсе притянута за уши – победил не он, победила чистая удача. Если бы он осознанно запустил разрушение машины, это сделало бы его героем, а так вышел тот самый курьез, который потом много лет спустя Михалков повторил в убогой "Цитадели".
По поводу анимации. Действительно, детализация картинки во многих (но далеко не всех) сценах опережает стандарты 60-80-х годов, но по сегодняшним стандартам всё это смотрится конечно смешно. Корявые персонажи-уроды, не похожие на людей, бессмысленные сюрреалистические пространства дворца, полное нежелание автора придать героям яркие вызывающие симпатии черты – так плохо могли бы выглядеть только персонажи третьего плана, появляющиеся на 10-15 секунд, а уж никак не главные герои. Сапожник почти весь фильм не вынимает гвоздей изо рта – это просто клиника. Он ч/б, в цветном-то мульте. В мульте, который должен был поразить мир картинкой.
И пару слов стоит сказать о версиях. В то время как массы склоняются к тому, что лучше всегда режиссерская, в данном случае вынужден признать, что обе версии плохи по-своему. Релизная безусловно жестоко порезана и ее просто напрочь убили назойливой, тупой, ненужной, гадкой, идиотской озвучкой мыслительных процессов героев. Это одно из худших решений за всю историю анимации. Так же убоги и излишни песни (как собственно в любом фильме вообще). Однако в режиссерской правда есть лишние сцены, чрезмерно жестокие, кровавые, иногда пошлые. Мульту правда было нужно изображать наложниц лидера одноглазых? А отрубание рук вору? Ну да, он выкрутился, но предполагается, что до него на экзекуции были менее удачливые личности. И я хорошо помню, что ребенком я не любил думать о таких вещах.
Диалог с ведьмой в полной версии – худшее, что есть в мульте, он затянутый, лишний и нелепый, ведьма пошлая и уродливая, она портит всё впечатление. Можно сколько угодно дискутировать о том, правильно ли Miramax порезали другие сцены, но решение практически полностью вырезать ведьму было бесспорно правильным.
В целом я не увидел этот мульт настолько монументальным, каким его нахваливают блогеры. Когда персонажи настолько уродливы и несимпатичны, а сюжет настолько сырой, на анимированные фоны становится уже маленько наплевать. Я из того поколения, в котором уже был Синкай, поэтому задним числом восхититься работе Уильямса я не смог.