Возрождение Мотры: Мотра-Лео против Дес-Гидоры Помимо Годзиллы у Тохо в ранний период расцвета кайдзю-жанра было немало сольных фильмов и о других чудовищах: «Варан», «Радон», «Мотра» и не только. Последняя — очаровательная гигантская бабочка с волшебными свойствами всегда была довольно популярна и притягательна для семейной аудитории. В Хейсей-эре Мотра, наконец, получила даже отдельную серию фильмов, раскрывшись в своём многообразии видов и форм.
Учитывая, что само создание в кинотеатры притягивало женскую аудиторию и детишек, будучи частью фильмов о Годзилле, новый фильм было решено делать именно семейным. И хотя об отдельном кино о Мотре мечтал совсем другой режиссёр, постановщиком картины стал дебютант Окихиро Ёнеда. Композитором выступил не завсегдатай для жанра и студии Акира Ифукубе, а Тошиюки Ватанабэ, написавший для картины очень даже хорошую музыку.
Сразу можно сказать, что в своей трилогии 90х именно первый фильм получился наиболее сильным, зрелищным и интересным. К тому же для детско-семейной аудитории здесь, пожалуй, даже чересчур уж много надрывной драмы, насилия и трагичности. Так что не стоит давать фильму какие-либо скидки, как было с «Дайгоро и Голиафом». Это полноценный и серьёзный кайдзю-муви с экологическим подтекстом, просто главными его героями выступают дети.
Такое бывало и с фильмами о Годзилле, взять хотя бы самый экологически-острый из них — «Годзиллу против Хедоры», там тоже были эти противоречия между слишком уж примитивно-детскими сценами и эпизодами заживо разлагающихся людей или серных паров. «Мотра» сохраняет этот баланс получше. Единственное, чего не стоит ожидать — это сражения в городах.
Вероятно, у фильма был не слишком большой бюджет, раз возводить декорации мегаполисов здесь не стали, однако в глаза это не бросается благодаря сценарным ухищрениям. В Хоккайдо обнаруживают странное скалистое образование с символами и иероглифами древности, а также отковыривают красивый защитный медальон, пробудив тем самым жуткое чудовище, истребившее динозавров — Десгидору.
Дес-Гидора — это трёхглавый дракон, во многом похожий на свой культовый прототип — золотого Гидору или Кинг-Гидору, однако передвигается на четырёх лапах, да и вообще выглядит покруче, что вешнее, что по своим способностям. Существо выкачивает энергию из животных и растений, постепенно мутируя и набираясь сил, отращивая крылья, в общем до цивилизации монстру активно не даёт добраться Мотра и её новорождённый детёныш.
Мотра-бабочка представлена здесь уже особью постаревшей и уставшей, такое бывало и ранее, когда использовали совсем уж потрёпанную временем модель, однако в данном фильме слегка обновлённый облик создания выглядит замечательно. Личинка тоже смотрится на ура, заодно получив способность бить зелёным лучом, а под конец превращается и вовсе в Мотру-Лео.
Благодаря обилию форм, у главного положительного монстра здесь полным полно зрелищных схваток со змеем-антагонистом. Многие моменты способны заставить даже изрядно переживать от происходящего на экране, хотя, в целом, история верна своим канонам ещё из более ранних картин.
Финальная особь получила заслуженный апгрейд способностей. Здесь даже кокон стал более правдоподобным и дышащим, а момент, когда его разрывает изнутри миллиард цветастых бабочек — и вовсе визуально одна из лучших сцен картины.
У Мотры-Лео как раз и появляется эта уникальная способность, она может распадаться на множество маленьких сверкающих «мотр-бабочек» и собираться снова, тем самым подняв свои манёвры и возможности в сражениях на кардинально новый уровень. Так что теперь смотреть даже на сражения гигантской бабочки становится очень даже интересно.
Но внимание на себя, конечно же, забирает великолепный новый монстр-злодей. Десгидора по исполнению своей кайдзю-внешности вызывает лютый и невероятный восторг. Все последующие чудовища трилогии даже рядом не стояли с его великолепием! Дизайн по-настоящему внушительный и жуткий, даже рёв у дракона будет лучше, чем у Кинг-Гидоры, хотя, конечно, можно было бы придумать что-нибудь даже более грозное в издаваемых звуках.
При первом появлении из скалы и вовсе виднеется лишь одна голова на длинной шее, со временем становится видно трёхглавого исполина целиком, и даже в облике без крыльев он смотрится невероятно здорово, так что в первую очередь этот фильм ценен именно своим ключевым монстром, которого Тохо придумали Мотре в соперники.
Да, можно придраться, что помимо новой разновидности Гидоры ничего сообразить не сумели. В сиквеле будет более оригинальный монстр, а вот триквел, пожалуй, таких придирчивых разочарует ещё больше. Однако Кинг-Гидора всё же существенно отличается от Дес-Гидоры строением тела и формой черепа своих голов, причём любой из дизайнов Гидоры прошлых лет. Ну, и новая доисторическая версия смотрится даже круче восьмиголового дракона Орочи из «Ямато Такеру». А ещё способен вставать на задние лапы для увеличения в размерах.
Делать главными героями постоянно ссорящихся брата и сестру — двух детишек — решение весьма оригинальное, добавляющее развернувшейся истории человечности и живости, к тому же помогает добавить картине смысла помимо её экологического подтекста, ещё и задевая различные семейные отношения, а заодно и идею, что действовать лучше сообща и заодно.
Ну, и помимо придирок ко вторичности уж точно нельзя не отметить оригинальность подачи новых фей-лилиуток. Если раньше дуэт Космос даже не имел имён и обе близняшки-сестрички одевались одинаково, то теперь у нас есть красная и синяя среди хороших, зовущих друг дружку по имени, ездят на миниатюрной Фейри-Мотре, а также у них есть более злобная и вредная сестрица на стороне тьмы, летающая на Гару-Гару — ещё одном очень крутом дракончике, который, к сожалению, под конец оказывается механическим киборгом.
Основное действие разворачивается на природе, открытая местность удачно позволяет стычке двух монстров обходиться без человеческих жертв, хотя едва ли от этого фильм стоит считать слишком уж сказочным, даже в плане поглощения кислорода были ранее кайдзю-фильмы и поглупее. Здесь же история на высоте, как и спецэффекты.
Мотра сполна заслужила сольный спин-офф, в Хейсей-эре появляясь совсем немного в фильмах о Годзилле. И первый фильм новой трилогии это лишь подтверждает, производя сплошняком положительное впечатление. Такое кино хочется пересматривать вновь и вновь, в своём жанре оно получилось крайне выдающимся и эффектным, с какой стороны не подойди: дизайн монстров, человеческие герои, музыкальное сопровождение и общее количество экшена, сражений, взрывов, а заодно и градус драматизма в купе с интересной историей. Тохо — молодцы!
9 из 10
Оригинал