Способность двигаться еще не означает превосходствоСогласитесь, что современные фильмы ужасов уже не способны удивлять, как раньше. Львиная доля жанра сейчас держится на псевдо-документальных лентах, которые во многом повторяют друг друга, а классические монстры на подобие вампиров и оборотней становятся объектом любви юных девушек благодаря мелодраматическому наклону хоррора, и лишь редкие экспериментаторы способны удивить знатоков жанра своим творческим потенциалом, сметающим все ныне устоявшиеся законы жанра. Как раз к таким неординарным кинематографистам можно отнести
Марка Хартли, создавшего вместе с коллегами по австралийской школе кино такой запоминающийся опус, как
«Патрик». И тем более это удивительно, так как австралийский хоррор последних лет держится в основном на слэшере (дилогия «Волчья яма», «Штормовое предупреждение»), и все тех же «найденных пленках» («Туннель»). Потому дань уважения к ретро-кошмарам, воспетым некогда прославленной британской студией Hammer и безоговорочным королем триллера Альфредом Хичкоком кажется несколько чуждой для родины кенгуру и «Безумного Макса». Но в каждом правиле есть исключения и Марк Хартли с его «Патриком» это весьма неплохо подтверждает. Кроме того данный австралийский фильм может похвастаться внушающим международным кастингом. Главные роли в картине получили небезызвестные
Чарльз Дэнс («Чужой 3», «Храбрые перцем», «Вий») и
Ширли Винсон («Шаг вперед», «Морская полиция»). А потому следить за происходящим на экране становится более, чем интересно!
Итак,
сюжет фильма разворачивается в старинной психиатрической клинике, места в которой хватает для пары-тройки десятков человек, так как помещение является фамильным имением главного врача Роже (Дэнс). Для ученого его заведение в первую очередь является экспериментальной лабораторией, в которой он ищет способ вернуть к жизни коматозных пациентов. Клиника Роже находится в относительной отдаленности от населенных пунктов, а потому доктор может особо не беспокоится о вопросах морали и этики во время проведения своих опытов. Однако и ему приходится считаться с внешним миром. Во-первых, государственное финансирование не дают просто так, а потому Роже приходится ускорить свои продолжительные опыты. Ну и во-вторых, доктору просто необходим вспомогательный персонал. Так в повествование и попадает главная героиня, медсестра Кэти (Винсон), переживающая не лучший этап в своей личной жизни, а потому обособленность клиники будет для нее более, чем отличной терапией…
Главной изюминкой повествования становится общение Кэти с симпатичным пациентом по имени Патрик (Джексон Галлахер). Беда в том, что он также, как и все пациенты доктора Роже пребывает в коме, а потому Кэти может лишь умиляться красотой молодого человека, который буквально зависит от своей новой знакомой. Но однажды обездвиженный Патрик выходит на связь с Кэти с помощью телекинеза и между героями завязываются довольно близкие отношения. Только вот за ангельской личиной скрывается самый настоящий демон, воплощающий в жизнь какой-то зловещий план, совершенно непонятный для окружающих. Причем садистские эксперименты доктора Роже только способствуют игре Патрика. Парень словно паук привязывает к себе Кэти и начинает влиять на всю ее жизнь, включая друзей и знакомых. А потому девушке во что бы то ни стало нужно сбросить с себя оковы ментального очарования и остановить Патрика, пока его деяния не привели к катастрофе!
Картина Марка Хартли в первую очередь запоминается своей атмосферой, которая действительно переносит нас на несколько десятков лет назад, когда ужасы были насыщены симфоническими мелодиями, оператор выбирал самые неожиданные ракурсы, а актеры ощущали себя, словно на театральной сцене. «Патрик» удивительно точно передает ретро-стиль и во многом дополняет его соединив повествование с реалиями современного мира. Герои картины не переживают из-за норм приличного поведения и уже далеко не так консервативны, как поколение назад. Кроме того в кадре то и дело можно узреть новомодные устройства от Apple — iPhone и MacBook. Но подобные мелочи на удивление лишь усиливают стилизацию проекта под старину и в какой-то мере «Патрика» можно сравнить с лентой «Четыре комнаты», в которой действие также разворачивалось в современную эпоху, однако на первый взгляд так и не скажешь.
Ветхий особняк, одинокой маяк, громогласные всплески волн, старенькие автомобили, устаревшая мода — «Патрик» пропитан ретро под самые финальные титры. Но в этом, порой, и кроются его слабые стороны. Режиссер слишком сильно углубляется в визуальные красоты своего проекта, от чего в сюжете начинают проявляться множественные логические дыры. Кое-где герои фильма совершают абсолютно алогические поступки, поведение персонажей кажется парадоксальным и абсолютно непонятным. Кроме того в угоду красоте зачастую уходят и потенциально пугающие моменты, которые в итоге повторяют давно устоявшиеся шаблоны фильмов ужасов, а потому испугать они смогут лишь неподготовленного зрителя. Хотя здесь можно найти и свои плюсы. «Патрик» можно рассматривать, как мистический триллер, в котором расследование тайн личности обездвиженного юноши занимает куда более важное место, нежели банальное устрашение.
В итоге хочу сказать, что
«Патрик» является настоящим событием в австралийском хорроре. Режиссер Макс Хартли воспел самую настоящую оду старой доброй готике, которая всегда восхищает своим бескомпромиссным обаятельным мраком, несправедливо забытым в начале нового века. Конечно в фильме есть множество логических недочетов и сюжет не всегда оправдывает те или иные поступки персонажей, но учитывая относительное отсутствие опыта у режиссера и его титанические усилия отдать дань классике, лично я советую «Патрик» к просмотру всем истинным почитателям жанра. Картина, вернувшая к жизни давно забытое играет ныне очень яркими красками. И пропустить такое событие я не советую.
7 из 10