Быть или не быть… Фильм
«Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту — это очень
атмосферное кино. Те, кто ожидает увидеть вестерн или экшен, скорее всего, будут разочарованы, хотя и этого в фильме достаточно.
Нет смысла пересказывать синопсис к фильму — его уже многократно пересказали. На экране разворачивается история, полная
шекспировских страстей, но всё-таки главное в этом фильме — его особая атмосфера. Созданию этой атмосферы подчинено всё — натуралистичность (местами избыточная, как в «
Апокалипсисе»
Мэла Гибсона), великолепная операторская работа, круговые панорамы, впечатляющие виды девственной природы, много воздуха. Саундтрек полностью вплетён в атмосферу и кажется единым целым с происходящим на экране. Добавляют атмосферы
сны и воспоминания главного героя, и тихий голос его жены, шепчущий на индейском «…
ветру не одолеть дерево с сильными корнями». Эта идея борьбы и самопознания пронизывает весь фильм, постоянно возвращаясь к зрителю откровенными образами деревьев, раскачивающихся на ветру. Неторопливость повествования в полной мере даёт зрителю возможность проникнуться этой атмосферой, буквально почувствовать кожей суровый ветер испытаний.
Конечно, в фильме есть и сюжетные нестыковки, и фактические огрехи, и совершенно фантастические повороты. Но лучше сосредоточиться не на них, а на следовании за режиссёром, который умело вплёл в ткань повествования символы и подсказки.
Например, такие, как пирамида из черепов — прямой отсыл к «
Апофеозу войны»
Верещагина. Есть сцены, которые вполне можно назвать цитатами, хотя и переосмысленными применительно к сюжету фильма. Так, например, сцена прыжка с обрыва прямо на деревья, которая после «
Скалолаза» стала классикой, здесь исполняется в индейском стиле. В сцене с лошадью есть намёк на легенду о
Чезаре Борджиа, который исцелился от отравления похожим способом. Сцена с медведем практически повторяет девятиминутную сцену с
Моникой Белуччи из известного фильма
Гаспара Ноэ, но с другим финалом. Сцена мести по своей натуралистичности также напоминает аналогичную от
Гаспара Ноэ. И только финальная фраза главного героя «…
возмездие в руках Господа…» отсылает нас к
монте-кристовскому «
я только орудие в руках Господа», что в корне меняет смысл этой сцены и подводит итог фильма.
Главная битва — не с внешними обстоятельствами. Главная битва — с самим собой, со своими внутренними демонами, коих в фильме продемонстрировано достаточно. Алчность, трусость, лживость, отчаяние, гордыня. По сути, среди персонажей нет ни одного «положительного» героя. В каждого можно бросить камень, и каждый разбирается со своими демонами по-своему. Кто-то борется, кто-то смиряется, а кто-то целенаправленно взращивает своих демонов.
Роль индейцев в фильме тоже не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Недаром им отведена функция «карающей десницы», при чём, не один раз на протяжении фильма. А во взгляде индейцев, проезжающих на лошадях мимо главного героя в самом конце фильма, промелькнуло что-то
булгаковское.
Актёрская работа вызывает восхищение — каждый хорош на своём месте.
Леонардо ДиКаприо великолепен, хотя ему «досталось» больше всего.
Том Харди перевоплотился до неузнаваемости. Тем не менее, его персонаж убедителен в своём развитиии.
Донал Глисон и
Уилл Поултер играют своих персонажей не менее убедительно. Актёры второго, третьего и последующих планов кажется вовсе не играют, а просто живут, вернее выживают в предлагаемых обстоятельствах. Актёрская задача осложняется общей немногословностью происходящего. Актёры должны не объяснять, а показывать эмоции, мысли и мотивы поступков своих персонажей, как это было во времена «Великого Немого». Тем весомее и ценнее каждое произнесённое слово.
Отдельно хочется сказать, что, учитывая условия съёмок, нельзя не восхищаться работой всей съёмочной группы.
Итак, новый фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту получился сильным, жёстким, натуралистичным, суровым и одновременно красивым и глубоким. 7 из 10
Оригинал