Прокатчиками подается как триллер Пола Верховена, автора "Основного инстинкта"; а в нашей стране и трейлер так смонтировали, чтобы доверчивый зритель решил, что, да, триллер, да еще может быть и эротический даже.
Но нет, общего у "Она" с одним из моих любимейших фильмов девяностых, -- только то, что их оба снял Верховен с хорошими актрисами в главной роли. И если Стоун вышла после этого в большие актрисы, то для Юппер, сто лет уже как блистающей, это своего рода рамка, завершающая ее портрет в галерее великих.
Нидерландский провокатор для очередного фильма выбрал материал, который сегодняшний Голливуд не способен проглотить; эту историю об изнасиловании успешной бизнес-леди и последствиях этого события для небольшого круга приближенных к ней лиц завернули после прочтения и Кидман, и Мур, и та же Стоун. Поэтому в поисках героини, которая потянет такой сценарий, Верховен отправился в Европу.
И не прогадал. Изабель Юппер играет тончайше, филигранно, делая правдоподобными поступки персонажа, которые могли бы вызвать сомнение в исполнении актрисы более прямолинейной.
Но что же такого в этом сценарии, что заставило американскую фабрику грез смущенно отвернуться? Думаю, то, что "Elle" старается максимально дистанцироваться от большинства шаблонов картин этой тематики.
Во-первых, то, что это не rape and revenge story. Там, конечно, находится место и первому, и второму, однако акценты в значительной мере смещены. Факт rape, конечно, несомненный; но вот по вкусу ли героине такой revenge...
Во-вторых, это не привычный рассказ о том, как мир героини, разбитый на кусочки ужасным событием, понемногу склеивается вновь. Жизнь Мишель уже давно напоминает груду разноцветных осколков, и вот она снова привычным жестом берет в руки совок и метлу.
В-третьих, эмоциональная тональность истории совершенно не та, что можно было бы ожидать. Да и основным тропом я бы здесь назвал иронию (нет, вкус режиссеру не изменяет, и иронизируют не над травмирующим происшествием).
В-четвертых, внимание в картине уделяется не только центральному событию. Оно сознательно расфокусировано. Оттолкнувшись от такого неожиданного трамплина, режиссеру удалось подпрыгнуть очень высоко и зафиксировать на пленке, удивительно четко, панораму современных нам нравов, вкусов и привычек.
В-пятых... Нет, пожалуй, на этом стоит остановиться и предложить заинтересовавшимся самим посмотреть, пожалуй, один из лучших, если не лучший фильм Пола Верховена.