И тьма не объяла егоВетеран Первой Мировой войны Том устраивается смотрителем маяка. После окопов, говорит он, одиночество целительно. Но как раз одиночества жизнь ему не дает, ведь на его пути встречается нежная и прекрасная
Она. Вoy meets girl.
Сюжет этот реализуется стремительно: едва Том (
Майкл Фассбендер) входит в фильм, как там прелестная Изабель (
Алисия Викандер) уже кормит птиц под нежную музыку
Александра Деспла. После этого зритель и так все понимает, поэтому долгих пауз фильм не берет. Вот нам немного показали маяк, рутину смотрителя, чуть-чуть приоткрыли нам его страдания и депрессию - и дальше, на сближение героев. Письма, признания, колокола.
Моментами простого человеческого счастья это кино умеет наслаждаться. Нежно влюбленные молодожены, идиллия бесконечного уединения на сказочном острове, тусклый огнь желанья в глазах Изабель (первая любовная сцена упоительна, и все минимальными средствами) - все слишком хорошо, чтобы продолжаться вечно.
К берегу острова пристает лодка, в ней - мертвый мужчина, все еще сжимающий в руках младенца. Бездетная Изабель, находящаяся на грани сумасшествия из-за смерти ребенка, берет крошку в руки, и с этого момента оказывается уже не в силах с ней расстаться. Она уговаривает мужа оставить инцидент в тайне, похоронить бедного отца, а его грудную дочь выдать за свою собственную.
Ружье, повешенное в конце первого акта, выстрелит во втором. Девочка оказывается не круглой сиротой - ее родная мать Ханна (
Рейчел Вайс) живет в том же портовом городке, что и родители Изабель, и оплакивает мужа и дочку. Выбор героев - оставить девочку себе - из благородного поступка окончательно превращается в преступление.
Свет, этот любимый символ христианства, не зря вынесен в заглавие картины. В конце концов, это поэма прощения. Том, благодаря Изабель, прощает жизнь за все ужасы, которые ему пришлось пережить. 'Простить надо лишь однажды', - объясняет Ханне ее муж-немец. Двум женщинам - Ханне и Изабель - только предстоит научиться прощению на наших глазах и стать чище, сильнее, правдивее к самим себе. Прощение освобождает место любви, любовь - это жизнь. Простая и трудная философия. Банально, но попробуй исполни.
За этот жизнеутверждающий посыл фильму можно простить и некоторую рыхлость сценария (которой, впрочем, часто страдают адаптации), и обильные, на грани манипуляции, слезы Фассбендера, Викандер и Рейчел Вайс. Актерские работы хороши, музыка Александра Деспла, как всегда, ласкает слух, пейзажи Новой Зеландии предстают во всей своей райской красе. Кино как святочный рассказ. И хочется поругать, а не надо.
Любите друг друга.