Это не ЧеховУдивлен высоким рейтингом фильма у критиков. Это не делает им чести. Ладно рейтинг зрителей — есть, в конце концов, не читавшие чеховскую пьесу, не видевшие театральных постановок. Или читавшие в плохом переводе и в результате ничего не понявшие.
Но кинокритик обязан понимать достоинства и недостатки экранизации великого драматического произведения.
Не претендую на статус кинокритика, но не увидел первых, зато вторые просто убивают Чехова.
Помню очень хороший отечественный фильм «Успех», посвященный тому, как в провинциальном театре ставят «Чайку». Там режиссер (Леонид Филатов) убеждает актеров, что эта пьеса — о любви. Не сразу, через преодоление, он добивается того, что они проникаются его творческим замыслом и действительно играют на сцене ЛЮБОВЬ.
В фильме Майера любви нет совсем. Персонажи пытаются изобразить влюбленность и иногда страсть, но веры им ни на грош. Крайне неудачный кастинг создает анти-любовь — ну невозможно влюбиться в этого Тригорина, в эту Нину, в этого Дорна! Актеры играют один хуже другого, Кори Столл от образа Тригорина на расстоянии нескольких световых лет, лысый, толстый, заросший щетиной а-ля Стэйтхэм, мясистым носом и без малейшего проблеска таланта. Не веришь и Беннинг-Аркадиной, с удивительно жестким лицом и явным перебором стервозности. Как ни крути, в 60 лет играть эту роль могут только очень талантливые актрисы, к которым Аннет никогда не относилась, что в свое время доказала, загубив роль Джулии Ламберт. Зато в первых же кадрах — постельная сцена между Аркадиной и Тригориным, а через пару минут голенький Костя Треплев прыгает с мостков искупаться.
Билли Хоул и Сирша Ронан парой перешли в «Чайку» из фильма «На берегу» и в сценах, где они вдвоем, ловишь себя на мысли, что смотришь сиквел той странной истории про девичью фригидность. Но если Билли играет чуть лучше, то Сирша играет плохо настолько, что сводит скулы, а Чехов, наверное, переворачивается в гробу.
Бездарность режиссера особенно проявилась в изображении озера, важнейшего элемента всего сюжета. Тут как раз преимущество кино перед театром — есть средства показать колдовское очарование такого фона для развития драмы. Майер этого не использовал, да настолько, что вообще непонятно — чайка откуда взялась ? Очень плохого качества комбинированные съемки — актеры в студии, а сзади подложен фон с видами озера, сразу была видна халтура. Как и в сцене спектакля, сочиненного Треплевым, львы, орлы, куропатки -это карикатурные марионетки, оказывается.
Провал