Ночь поглотила мирКак говорят нам наглядные примеры из самой истории, нет хуже зверя, нежели человек, который с легкостью убивает себе подобных, получает от этого удовольствие и не остановиться вплоть до того момента, пока его самого не отправят на тот свет, или ему попросту некого будет изничтожать. Конечно, подобное относится далеко не ко всем представителям рода человеческого, и тем не менее маньяки, убийцы и диктаторы оставили по себе долгую память, заставляя нас с напряжением наблюдать за тем, что происходит вокруг, так как жизнь в один момент может перевернуться с ног на голову и озарить нас далеко не самыми приятными откровениями с ярко красным кровавым оттенком. В связи с этим не вызывает никакого удивления факт того, что большая часть наиболее опасных чудовищ рождается в теле человека, чью волю не так-то и сложно склонить во тьму. Вампиры, оборотни и прочие сотворения ночи столетиями разгуливают по страницам книг, и как знать точно, существовали ли они в реальности, вдохновив авторов своими ужасающими поступками на написание пугающих художественных романов, или они банальная выдумка, зажившая своей жизнью и превратившиеся в легенду, коей пугают детишек и друзей ночью у костра. Однако есть среди монстров в человеческом обличье один вид чудовищ, которые отчасти списан со вполне достоверных исторических фактов, открывшихся исследователям на далеких тропических островах, где издавна использовали технологию ментального и физического подчинения, превращающего людей в беспрекословно подчиняемые своему господину куклы. Так называемые зомби были готовы исполнить любую волю, в их глазах совершенно не просматривалась жизнь, а потому фантазия европейских и американских путешественников постепенно свела эксперименты далеких племен к жанру ужасов, обернув загипнотизированных дикарей в озверевших ходячих мертвецов, ведомых исключительной жаждой крови. Одним из первых популяризировал данную тематику на больших экранах Джордж А. Ромеро, поставивший эпохальный хоррор «Ночь живых мертвецов», после чего в мировом кинематографе пошла повальная мода на зомби, окончание которой в ближайшем будущем ждать однозначно не стоит. Несомненно, наибольшее количество самых известных жанровых произведений рождается на Фабрике Грез, однако европейские постановщики также не отказывают себе в чести напугать свою аудиторию извечными кошмарами и необходимо отметить, что им это вполне удается. В 2002 году британец Дэнни Бойл здорово освежил тему зомби в «28 дней спустя», и вот по его стопам пошел французский коллега Доминик Роше, поставивший куда более камерный, но при этом напряженный и драматический триллер, озаглавленный в отечественном прокате, как «Париж Город Zомби».
Итак, сюжет фильма переносит нас в столицу романтики и Франции, где как раз и обитает главный герой истории, молодой музыкант по имени Сэм (Андерс Даниельсен Лье). Тяжело переживая разрыв с любимой девушкой Фэнни (Сигрид Буази), Сэм пытается начать совершенно новую жизнь и отыскать для себя совсем иные объекты для вдохновения, однако прошлое отпустить вовсе не так просто, как может показаться. Да и к тому же часть вещей Сэма до сих пор находится в квартире Фэнни, и он вознамерился как можно быстрее их забрать. Отправившись в дом, где он когда-то был так счастлив, Сэм замечает, что Фэнни переживает разрыв гораздо легче, нежели он сам. Организовав зажигательную вечеринку с коктейлями и оглушительной музыкой, девушка помимо всего прочего отыскала себе очередного парня, что весьма серьезно расстраивает Сэма, еще не успевшего перестроиться. И все же вопреки навязчивому желанию как можно быстрее отсюда сбежать, герой вынужден остаться в квартире, где благополучно и засыпает. Однако самый настоящий сюрприз ожидал Сэма поутру, когда он обнаружил вокруг себя реки крови. Осмотревшись по сторонам, парень понимает, что произошло нечто в действительности неладное, ведь по улицам бегают толпы обезумевших монстров, бывших некогда людьми. Позвать на помощь Сэму не представляется возможным, прочих выживших в обозримых расстояниях не видать, а потому герою не остается ничего другого, кроме как забаррикадироваться в доме своей бывшей и ожидать возможного спасения, которое рано или поздно должно появиться. Однако время летит слишком долго, живые люди показываться перед Сэмом не спешат, а потому ему в голову начинают приходить далеко не самые радужные мысли, подтачивающие боевой дух изнутри. Не понимая, что же ему делать далее, герой старается отыскать хотя бы одну причину не сдаваться, и постепенно он придумывает план дальнейших действий, который придает его бренному существованию смысла.
Зачастую постановщики использую жанр зомби-апокалипсиса для изложения сложных, многогранных и рассудительных мыслей, напрямую касающихся нашей с вами реальности, ведь порой гораздо легче вызвать резкий общественный резонанс посредством ужасов, заставляющих людей проявлять свои настоящие эмоции и действовать так, как велит душа, а не правила, ограничивающие наши настоящие желания. Что же касается ленты Доминика Роше, выстроенной на основе романа Пита Агермана «Мир съела ночь», то в ней мы видим в первую очередь борьбу одного-единственного человека за свою жизнь без возможности объединиться с кем-либо в команду и действовать сообща. В этом плане «Париж Город Zомби» чем-то напоминает культовый фантастический роман Ричарда Мэтиссона «Я - легенда», в котором главный герой остался единственным выжившим человеком на планете, где стали править вампиры. Таким образом, Сэм в достоверном исполнении Андерса Даниельсена Лье оказывается противопоставленным самому страшному кошмару современного человека из тех, что только могут быть и вступает в схватку с самой смертью, которая уже во всю стучится в его дверь. По сути фильм являет собой театр одного актера, но нельзя сказать, что повествование вгоняет своего зрителя в скуку и ли усыпляет недостаточным количеством активного действия. Создатели умело разыгрывают герметичную атмосферу, насыщая происходящее в кадре многочисленными деталями, интересными ракурсами и весьма интригующими рассуждениями Сэма, нашедшего повод изливать свои мысли хотя бы кому-то. На примере героя мы вполне можем представить, что бы делали в подобной ситуации и видим, что борьба не оканчивается, пока надежда еще жива. Доминику Роше удалось воссоздать в действительности напряженную в психологическом плане атмосферу, и отчасти даже можно поверить, что нечто подобное может произойти в действительности. Но когда необходимо немного разбавить накал страстей и дать зрителю необходимую передышку, режиссер добавляет в историю частичку черного юмора, позволяющего в еще большей степени сродниться с главным героем и окончательно принять его таким, каков он есть.
В итоге хочу сказать, что «Париж. Город Zомби» представляет собой пример воистину интригующего фильма о ходячих мертвецах с интересным главным героем и крепким посылом, который гласит о том, что сдаваться не стоит даже перед лицом самой смерти, потому что в борьбе лежит сама жизнь.
7 из 10