тОкси-дермияЭто уже какой-то прямо «академический» канон «неканонического». Идеальный образец «нестандартного» кино, который можно брать в качестве такового, если необходимо пояснить неофиту, что есть этот пресловутый «арт-хаус» (условность названия мы понимаем).
С первых же минут вспомнились карикатуры на арт-хаус. Сразу и не понять — собственно арт-хаус это, или всё же пародия на него: обшарпанные экстерьеры стран разлагающегося социализма, грязь, мастурбация, рассуждение о влагалище, велендорфских форм бабы, обжирания, ожирение, выделения, рвотные потоки, набивание чучел, самопотрошение, саморасчленение и смерть, но сначала самое карикатурное — забой и разделка свиной туши.
Иногда кажется, что забой свиньи — это какая-то обязательная инициация для приобретения статуса «арт-хаус», самая простая метафора, которая приходит в голову — как символическое избавление от своей животной природы, или примитивная критика «зрителя потребления». Хотя может — это дань традиции авангардному радикальному жесту (венской школе например), этакий юридически дозволенный радикализм: человека убить на экране нельзя, но можно его ближайшего сородича — свинью.
Стандартный арт-хаус исходит из того, что «в начале было убийство» — заклание в честь Мельпомены. Может и вправду подобный кинематограф старается напомнить об истоках искусства и оттого он такой архаичный и звероподобный? А может это специфика кино стран бывшего «соцлагеря» — так сказать, неизбывное болезненное ре-переживание травм, то самое — самопотрошение? Художник его знает.
Картина сомнительная, насквозь декадентская, но местами потешная — вот в общем-то и всё