Если бы у зрителя были ножницыФильм «Иванов» получился очень качественный и очень полнометражный. И, если первое — это его несомненное достоинство, то второе — минус. Я больше скажу — я храпанул на сеансе. И не потому что скучно. Но льющаяся с экрана тоска настолько настоящая, осень просто вливается в тебя декалитрами… Мой, ослабленный нарзаном организм дал слабину.
Во многом тут виноват оператор, ну, и постановка кадра в целом. Картинка почти идеальная: насыщенная цветом, много интересных композиций. Пейзажи, декорации, натура — все подобрано тщательно, всё работает на создание атмосферы. Надо заметить, что картина снималась в интерьерах и парках настоящих усадеб в Москве и под Рязанью. Заброшенная усадьба собственно Иванова — великолепна в своем унынии.
Перед нами экранизация Чехова. Как водится, не первая — мало имеется произведений Чехова, Достоевского, Толстого, Пушкина, до которых не добралась в свое время рука советского кинематографа. За что последнему — огромная благодарность.
В картине — целый ансамбль по-настоящему ярких актеров.
Алексей Серебряков,
Валерий Золотухин,
Екатерина Васильева,
Эдуард Марцевич — играют прекрасно. Менее известная
Анна Дубровская (жена Иванова) не уступает мэтрам. Не в каждом фильме удается ярко блеснуть актерам второго плана. «Иванов» — явное исключение. Здесь, несомненно, каждому запомнится игра афериста в исполнении
Владимира Ильина, купчихи, мечтавшей о графском титуле —
Евгении Добровольской. Просто замечательный дуэт картежников —
Остап Ступка и
Ольга Волкова. Сцены с их участием оживляют тоскливый ход событий.
И, несмотря на такой задел, картину не встретили с распростертыми объятьями. Вадим Дубровицкий начал работу над своей дебютной полнометражной лентой еще в 2007 году. К концу 2008-го картина была готова, но первые зрители увидели «Иванова» лишь в мае 2009 года в рамках второго Киевского международного кинофестиваля. И ещё два года ездила по фестивалям, не в силах пробиться на большой экран.
Удивляет интересное совпадение — пьесу самого Антонпалыча зритель и критики тоже приняли не очень хорошо. Похоже, бомбу неприятия в «Иванова» заложил ещё Чехов.
В фильме вашему вниманию предстаёт не слишком приглядная картина. Помещик Иванов женат на еврейке Саре, которая отказалась от веры, была брошена родителями — и всё ради любимого человека. Но этот самый человек разлюбил ее. Его жена умирает от чахотки, а он ездит в соседнее поместье, где в него влюблена дочь хозяина — совсем юная и прекрасная девушка Сашенька. Далее события развиваются логично и неприятно. И, конечно, трагично.
Поразительно сочетание: Иванов поступает как дрянь, но мы видим, что он — образованный и нравственный человек. Соседи-помещики за глаза говорят о нем только гадости, что характеризует персонажа исключительно положительно. Что называется «человек тонкой душевной организации». Впрочем, без кавычек. Его помыслы с юных лет светлы и прекрасны, он идеалист… до поры до времени. Вдруг в 35 лет все исчезает. То есть, помыслы не исчезают. Вот только действия с ними совсем не согласуются. Он не любит жену и даже не жалеет. Ездит к другой. Никакого адюльтера, чувства «изменщиков» платонические до абсолюта. Но измена — она и в мыслях измена. Кроме того, Иванов прекрасно понимает, что девушка любит его идеализированный образ, и что он ей принесет только несчастье. Не надо бы ему к ней ездить. А приезжает вновь и вновь. Потому что это ведь так приятно, когда тебя — вяло сползающего к старости — истово любит юное и чистое существо. Такое искушение!
А еще он разорен. И не прикладывает никаких сил для изменения ситуации. Весь в долгах, Иванов еще может гордо вскинуться, когда ему друг предлагают деньги, чтобы выплатить хотя бы проценты. Но гордости хватает только на это. И приходится ходить, просить отсрочки по выплатам, унижаться.
Итак, в душе — рыцарь, на деле — сволочь и неудачник. Иванов, как человек честный, признается в этом и самому себе и другим. И от того развивается в нем глубокая и затяжная депрессия. И никаких попыток выйти из нее. Депрессивным настроением пропитана вся картина, оно настолько сильно, что им заражаешься, сидя в зале. Неприятное ощущение, возможно, его многие и не выдержали.
Алексей Серебряков играет великолепно. Его герой откровенно неприятен. Такое ощущение, что обвинять себя ему приятно — этакий душевный мазохизм. Поныть Иванов любит, причем, не столько собеседникам, сколько себе самому. Внутренне каждый из нас, сидящих в зале, уже много раз кричал ему: да прекрати ныть, сделай что-нибудь! Но Иванов плывет по течению, предвещая его исход и даже не пытаясь как-то барахтаться.
К итогу режиссер ведет зрителя почти три часа. Даже если насытить это время перестрелками, погонями и эротическими сценами — высидеть зрителю будет не так легко. Здесь ему предстояло три часа содепрессировать с главным героем. Почему Вадим Дубровицкий выбрал такой монументальный размер фильма — непонятно. В фильме огромное количество прекрасных лирических отступлений (вроде выхода героя в зимний лес или сценки кукольного театра), но они как-то плохо состыковываются с основной линией картины.
Ещё я ждал больше от сумасшедшего, которого играет Валерий Золотухин. Он периодически выкидывает разные штуки на заднем плане, но за весь фильм у него одна реплика, не несущая особой нагрузки. Зачем такой мощный актер, как Золотухин, работает почти вхолостую? Или пролетающий воздушный шар, на который так бурно реагируют герои. Зачем?
Конечно, нам на помощь всегда может прийти символизм. И мы можем предположить, что Золотухин играет маящуюся душу Иванова. Болеющего душой. Душевнобольного. А улетающий воздушный шар — символ мечты, которую мы вынашиваем, стремимся к ней, а потом забываем, давая улететь неведомо куда. И живем своей тоскливой жизнь.
Возможно, так всё и есть. Но мне, как простому зрителю, хочется взять в руки ножницы и немного порезать картину. Чтобы качественный продукт стал просто замечательным.
8 из 10.