|
Иван Панаев
Иван Иванович Панаев
даты жизни:
1 января 1922 - 1 января 1994
|
дополнительная информация
Показать
Скрыть
Племянник В. И. Панаева, образование получил в бывшем благородном пансионе при Санкт-Петербургском университете. До 1845 года состоял на службе. На литературное поприще Панаев выступил в 1834 году рядом повестей, в которых явился подражателем Марлинского ("Спальня светской женщины", "Белая горячка" и др.). Во второй половине 1830-х годов Панаев часто ездил в Москву, где познакомился с тамошними литераторами и особенно близко сошелся с Белинским , который при его посредстве приглашен
дальше
Племянник В. И. Панаева, образование получил в бывшем благородном пансионе при Санкт-Петербургском университете. До 1845 года состоял на службе. На литературное поприще Панаев выступил в 1834 году рядом повестей, в которых явился подражателем Марлинского ("Спальня светской женщины", "Белая горячка" и др.). Во второй половине 1830-х годов Панаев часто ездил в Москву, где познакомился с тамошними литераторами и особенно близко сошелся с Белинским , который при его посредстве приглашен был А. А. Краевским заведывать критическим отделом "Отечественных Записок". Под влиянием Белинского Панаев отрешился от мелодраматической манеры Марлинского. В повестях Панаева, написанных около 1840 года ("Прекрасный человек" и других), замечается поворот на путь реалистического творчества; но, одаренный небольшим талантом, Панаев расплывается в мелких подробностях. В меньшей степени эти недостатки проявляются в произведениях зрелого периода беллетристической деятельности Панаева. Сюда относятся: "Маменькин сынок" (1845), "Родственники" (1847), "Встреча на станции" (1847), "Львы в провинции" (единственный большой роман Панаева, появившийся в отдельном издании, Санкт-Петербург, 1852), "Хлыщи" - великосветский, провинциальный и хлыщ высшей школы (1856) и, наконец, повесть из петербургских воспоминаний "Внук русского миллионера" (1858).
Панаеву, писательский темперамент которого отличался женственной мягкостью, не удавались цельные образы и сильные характеры, но он дал ряд живых лиц, много эффектных и драматических сцен, наряду со сценами, полными неподдельного юмора. Особенно выделяются женские характеры Панаева, который любил доказывать превосходство русской женщины над разными помещичьими маменькиными сынками, купеческими внуками, хлыщами и великосветскими львами и один раз даже - в повести "Родственники" - над 23-летний Гамлетиком (к изображению российского Гамлетика Панаев приступил раньше Тургенева ), причем героинь своих Панаев брал из чиновничьих, купеческих и помещичьих кругов, но не из великосветских. Более крупное значение в истории русской литературы Панаев имеет как журнальный деятель. В 1847 году он, вместе с Некрасовым , возродил "Современник" (см.); они сумели привлечь лучшие литературные силы к участию в этом журнале, который стоял во главе умственного движения в одну из наиболее бурных эпох русской общественной жизни. В "Современнике" Панаев, под псевдонимом Нового поэта, писал остроумные фельетоны - сначала критические, потом о петербургской жизни. Под этим же псевдонимом издал сборник своих стихотворений - пародий (Санкт-Петербург, 1859). Незадолго перед смертью П. напечатал свои известные воспоминания, дающие множество ценного материала для изучения одной из наиболее важных эпох в истории русской литературы (1830-е и 1840-е годы). Собрания сочинений Панаева изданы в 1860 году и в 1889 году (Санкт-Петербург).