Годы жизни:
(19 января 1922 – 18 марта 2006 г.)
Во всем мире известен, как канадский фотограф, кинематографист, создатель обширной фонотеки звуков природы, которые записывал сам - вместе со своими сыновьями, и автор музыкальной серии Solitudes.
Дэн Гибсон родился в Монреале. Когда ему исполнилось 2 года, семья Дэна переехала в г. Гримсби, Онтарио. Не смотря на то, что он вырос на ферме около Ниагарских водопадов, его любовь к дикой природе берет свое начало с летних каникул в лагере Амек (Camp Ahmek). Управляясь с каноэ и участвуя в пеших походах по парку Алгонкин (Algonquin Park – особо охраняемая обширная заповедная территория в Канаде) он в первый раз ощутил очарование огромными просторами. На пару с директором лагеря Тейлором Стеттоном (Taylor Statton) натуралист Стюарт Томпсон (Stuart Thompson) привили юному Дэну глубокое понимание природы и страстное стремление к новым открытиям.
Творческие наклонности Дэна проявились в возрасте десяти лет, когда он фотографировал дома соседей своим Кодаком, а потом продавал распечатанные снимки уважаемым домовладельцам.
Его первой профессией стара профессия фотохудожника – он делал портретные фотографии в знаменитой студии Эшли и Криппен (Ashley and Crippen) в Торонто. И все же, увлечение природой подтолкнуло его сменить искусственный свет на естественное освещение и перейти на фотосъемку дикой природы.
В 1946 г. Дэн Гибсон основал собственную компанию (Dan Gibson Prodaction Ltd.) и начал делать карьеру в области производства фильмов и телесериалов о природе. В конце 40-х гг. он уже фотографировал и снимал документальные фильмы о живой природе, в том числе для Театра Дикой Природы Аудобона (Audubon Wildlife Theatre). Он создал множество фильмов и телесериалов. Именно благодаря процессу кинопроизводства Дэн научился записывать звуки дикой природы. В 50-60-х гг. разделы теле- и кинематографии, посвященные дикой природе, находились на самой ранней стадии развития. Не было готовых библиотек, в которых можно было бы позаимствовать звуки для заднего плана, а, следовательно, Дэн был поставлен перед фактом необходимости самостоятельно записывать нужные ему звуки. Ранее фильмы о природе просто напросто демонстрировались в сопровождении музыкального саундтрека.
Работа Дэна по синхронизации записанных им звуков и визуальной составляющей стала основополагающим прорывом, и он достиг своей цели - переноса зрителя через экран в дикую природу.
Позднее благодаря этому достижению он стал лауреатом 2-х Канадских наград в области кинематографии (Canadian Film Awards – сейчас она носит название Genies) за лучшие саундтреки к фильмам. По иронии, запись звуков природы для этих фильмов зажгла неподдельный интерес в душе Дэна и положила начало страсти всей его жизни - записи аудио составляющей природы. Так Дэн начал собирать «голоса природы» и создавать оду из самых крупных и самых разнообразных личных библиотек звуков природы в мире.
Он был первопроходцем в технологии звукозаписи и так же принимал участие в разработке оборудование для оптимизации результатов, - в частности «Параболический микрофон Дэна Гибсона» (Dan Gibson Parabolic Microphone). Некоторые из его самых ранних записей 50-х и 60-х гг. были изданы компанией LPRecordsи положили начало его серии «В уединении» (Solitudes® - Уединенные уголки природы), представленной в 1981 г.
Как и иногда другие, Дэн смог совместить работу для заработка с личной страстью к природе. В общей сложности Дэн создал около 200 фильмов и ТВ-серий. Список наиболее заслуживающих внимание работ включает в себя: фильм 1975 г. «Крылья в пустыне» (Wings in the Wilderness) с Лорном Грином (Lorne Green) и с восторгом принятый во всем мире телесериал «Театр Дикой Природы Аудобона» (Audubon Wildlife Theatre). Короткометражный фильм «Белое горлышко» (White Throat) завоевал награду Golden GateAward на международном кинофестивале в Сан Франциско.
В 1994 г. Дэн был награжден Орденом Канады (The Order of Canada) – высочайшей наградой для штатских, за свою работу по изучению окружающей среды. В 1997 г. на церемонии Juno Awards (церемония наград в области музыки в Канаде) в г. Гамильтон, Онтарио, он получил Награду Уолта Грилиса за Особые Достижения (Walt Grealis Special Achievement Award).
В 2004 г. он выпустил свой первый DVD «Естественная красота» (Natural Beauty) – в оригинале фильм был снят в HD формате.
Награды за фильмы – 12, в том числе: 7 премий Канады в области кинематографии (Canadian Film Awards) (3 из них за лучший фильм года о дикой природе); Golden Gate Award на Кинофестивале в Сан Франциско (San Francisco Film Festival); награда за лучший фильм для детей на Американском кинофестивале (American Film Festival) и др. Среди награжденных сериалы: «Кино о дикой жизни» (Wild life cinema), «К дикой стране» (To The Wild Country), «Дикая Канада» (Wild Canada).
Примерно после 40 лет в киноиндустрии, Дэн Гибсон решил пуститься в плаванье по совершенной новой стезе. В возрасте 59 лет, когда большинство людей рассматривают вариант об уходе на покой, Дэн запустил новый проект: «В уединении» (Solitudes). Выпущенные Дэном в 60-70-х гг. первые записи звуков природы на пластинках не имели широкого распространения, но уже в конце 70-х продажи стали приятно расти. Что не удивительно, Калифорния выступила как наиболее заинтересованный рынок для этих альбомов. В то же время движение «зеленых» только начинало развиваться и ориентированные на природные товары магазины открывались по всей Северной Америке. После консультации с розничным торговцем Сэмом Снайдерманом (Sam Sniderman), Дэн понял, что подобный тип продукции жизнеспособен, но помимо этого он осознал, что ему потребуется зарегистрированный бренд и привлекательная упаковка для того, чтобы реализовать ее по всем правилам.
Таким образом, в 1981 году Дэн основал серию «В уединении» и назвал ее по имени любимой песни Дюка Эллингтона (Duke Ellington) «Уединение» (Solitude). С тех пор он продолжил ревностно расширять и обогащать свою библиотеку аудио записей. Каждый сезон в любую погоду он слушал и записывал голоса природы. Он проделывал пути от залитых лунным светом сверенных лесов до выжженных солнцем пустынь на юго-западе, от крутых Тихоокеанских берегов до кишащих змеями болот во Флориде.
По возвращении из этих экспедиций, Дэн работал в студии, придавая форму записанному аудио-материалу, до тех пор представлявшему собой живое путешествие, что требовало географической точности. С намерением в последствии предложить реалистичное изложение, Дэн проверял, чтобы все записанные звуки принадлежали местной дикой природе отдельно взятого региона.
Плюс к этому он прилагал все усилия, чтобы создать образную программу для слушателя. Проще простого записать звуки из одного места на 60 минут, но Дэн хотел, чтобы альбомы серии «В уединении» рассказывали историю и вели слушателя из одного уголка дикой природы в другой. Как результат - эти альбомы можно слушать снова и снова. Это истинное свидетельство художественного мастерства режиссера.
В 1986 г. к отцу в работе над созданием серии «Уединения» присоединился Гордон Гибсон (Gordon Gibson). Гордон вырос в мире своего отца, но к тому же он верил, что тщательно систематизированный музыкальный ряд может усовершенствовать природный звук. После существенной дискуссии Дэн согласился с положением, что музыка скорее гармонизирует, чем конфликтует с естественными звучанием природы. После выхода 12 альбомов исключительно со звуками природы, в серии «Уединения» вышел новый альбом, объединивший в себе природный звук и музыку.
Как намекает название первого альбома этой серии, Гармония (Harmony) добилась баланса между музыкой и природой. В Канаде он быстро достиг платинового статуса, и стал вдохновением для очень многих альбомов из серии «Открывая природу под музыку» (Exploring Nature With Music). Дэн и Гордон тесно работали с Хенни Беккер (Hennie Bekker) над первым альбом, а в последствии и со многими композиторами/музыкантами, в том числе Роном Алленом (Ron Allen), Ховардом Байером (Howard Baer), Дэвидом Бредстритом (David Bradstreet), Клодом Дежарденом (Claude Desjardins), Джоном Херберманом (John Herberman), Майклом Максвеллом (Michael Maxwell) и Роджерос Сеинт-Денизом (Roger Saint-Denis). Тесно работая с этими композиторами, Гибсоны усовершенствовали технику объединения музыки и звуков природы до уровня, на которым результат получался практически безупречным.
На протяжении 90-х информация о серии Solitudes быстро распространялась и альбомы стали выпускать по всему миру. Относительно недавно эти диски приобрели иную привлекательность. Другие лейблы, став свидетелями успеха Solitudes, попытались подражать продукту. В определенном смысле Дэн Гибсон был первопроходцем в этой быстрорастущей индустрии.