дополнительная информация
Показать
Скрыть
Английский писатель, принадлежавший к так называемым «рабочим романистам», – демократическому движению в английской прозе 1950-х – 1960-х годов (Д.Стори, Ст.Барстоу, С.Чаплин, Р.Уильямс). Считается, что роман А.Силлитоу «В субботу вечером, в воскресенье утром» (1958), с редкой достоверностью повествующий о трудовых и житейских буднях рабочего-токаря Артура Ситона, стоит у истоков этого литературного явления. Жизненная достоверность – характерная черта произведений «рабочих романистов» – объясняется
дальше
Английский писатель, принадлежавший к так называемым «рабочим романистам», – демократическому движению в английской прозе 1950-х – 1960-х годов (Д.Стори, Ст.Барстоу, С.Чаплин, Р.Уильямс). Считается, что роман А.Силлитоу «В субботу вечером, в воскресенье утром» (1958), с редкой достоверностью повествующий о трудовых и житейских буднях рабочего-токаря Артура Ситона, стоит у истоков этого литературного явления. Жизненная достоверность – характерная черта произведений «рабочих романистов» – объясняется тем, что все они (А.Силлитоу не составляет исключения) – выходцы из рабочей среды, нравы которой столь правдиво и воспроизводят в своих книгах. Постоянный мотив этих произведений – стремление главного героя вырваться из беспросветного, отупляющего существования к более осмысленной жизни – как правило, обратившись к писательскому ремеслу. Именно таков жизненный путь Брайена Ситона, брата Артура, центрального персонажа романов А.Силлитоу «Ключ от двери» (1961) и «Дверь открыта» (1989), вместе с первой книгой составляющих трилогию. Перу А.Силлитоу принадлежат также сб. рассказов «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (1959), «Дочь старьевщика» (1963), «Закоулок» (1988), полудокументальные, автобиографические книги «Начало пути» (1971), «Сырье» (1973), а также книги для детей. Хотя в творчестве Силлитоу конца 1970-х – начала 1980-х гг. отчасти сохраняется характерная для него тематика и интонация (роман «Ее победа», 1982 – о преодолении героиней одиночества, поисках любви, победе над грустными жизненными обстоятельствами; «Жизнь продолжается», 1985 – вторая часть пикарескного романа «Начало пути»), в нем все больше заметно пессимистическое мироощущение, даже по отношению к писательству, которое он теперь определяет не как профессию, но как «образ жизни», «подмену жизни» (роман «Рассказчик», 1979). Такая точка зрения значительно усиливается в произведениях 1990-х гг., в том числе автобиографических «Война Леонарда» (1991), «Незащищенная жизнь» (1995), спасение видится Силлитоу лишь в непоколебимом стоицизме («Площадка для игры аллигаторов», 1998; «Сломанная колесница», 1998; «Человек своего времени», 2004). В последнее десятилетие Силлитоу нередко обращается к жанру триллера (что характерно для многих «серьезных» прозаиков) – чтобы выразить свое отношение к сегодняшнему миру в адекватной художественной форме, предполагающей пародийное остранение («В снежной ловушке», 1993; «Немка по позывным», 1999).