Габрие?ль Бонёр Шане?ль (фр. Gabrielle Bonheur Chanel), прозванная Коко Шанель (род. 19 августа 1883 — 10 января 1971), была ведущим французским кутюрье, чей модернизм, вдохновлённость мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из неё, возможно, самую важную фигуру в истории моды XX-го столетия. Шанель принесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье. Влияние Коко на высокую моду было настолько сильным, что её — единственную из мира моды — журнал «Тайм» внёс в список ста самых влиятельных людей XX века.
Родилась в Сомюре в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет в 1893 в Оверни. е мать, поденщица Жанна Деволь, имела несчастье влюбиться в известного на всю округу сердцееда, коммивояжера по имени Альбер Шанель. Он согласился оформить законный брак только через год после рождения второй дочки, Габриель. Спустя 11 лет Жанна, измученная тяжелой работой и бесконечными родами, умерла. Альбер Шанель остался с кучей детишек на руках. Сыновей он поспешно распихал по родственникам, а Габриель и двух ее сестер отвез в приют при монастыре Обазин. Для Габриель это было страшным ударом. Она обожала отца: хоть он появлялся нечасто, зато всегда был так красив, наряден и весел. И вот теперь она оказалась лишней в его жизни. В приюте он даже ни разу ее не навестил.
В 18 лет Габриелла устроилась продавцом в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Любимыми песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что ей и дали прозвище — Коко. Габриель не преуспела в качестве певицы, однако во время одного из её выступлений офицер Этьен Бальзан (Etienne Balsan) был очарован ею. Шанель приняла предложение Этьена Бальсана пожить немного в его замке Руайо. Богатый наследник и страстный спортсмен, Бальсан больше всего на свете любил лошадей и женщин — именно в этом порядке. Любовниц-содержанок у него было немало, но только Коко Шанель стала для него еще и другом, поскольку оказалась большой любительницей верховой езды. Специально для скачек она придумала особый костюм — первый костюм от Шанель: платье, похожее на униформу пансионерки, галстук и маленькая шляпка-канотье без единого украшения. Дамы стали заказывать Шанель маленькие круглые шляпки, и это навело ее на мысль открыть собственную шляпную мастерскую.
Бальсан отнесся к этой идее весьма скептически, но все-таки предоставил в распоряжение Габриель свою гарсоньерку — холостяцкую квартиру на бульваре Мальзерб в Париже, где и открылась первая мастерская Шанель. Гораздо больше энтузиазма проявил друг Бальсана, молодой англичанин Артур Кэпел по прозвищу Бой. Его квартира находилась на том же бульваре, буквально в 150 метрах от мастерской Шанель.
С Артуром Габриель познакомилась в замке Руайо и влюбилась буквально с первого взгляда. Он был очень хорош собой, необыкновенно обаятелен и к тому же отличный наездник. Артур Кэпел стал самой большой любовью Шанель. Даже, пожалуй, единственной. Кстати, в отличие от Бальсана он деятельно поддерживал начинания Коко и финансировал ее проекты.
С помощью Кэпела в 1910 году Коко открыла свой первый бутик в Париже — знаменитый салон на рю Камбон, а через три года — первый филиал в Довиле. Вскоре у нее появился настоящий Дом моделей на фешенебельном курорте Биарриц.
В 1913 г. открыла предприятие в Довилле, где создавала женскую одежду.
Настоящий успех пришел к Шанель во время Первой мировой войны благодаря практичным и удобным моделям.
В 1914 г. Шанель создала платье-рубашку, костюм из трикотажного полотна.
В 1915 г. открыла дом моды в Бьярицце, в 1919 г. — Дом высокой моды в Париже, став законодательницей моды 1920-х гг.
Шанель ввела в моду загар и короткую стрижку.
Артур Кэпел оставил Коко Шанель в 1918 году и женился на знатной красотке леди Диане Листер. А через год, накануне Рождества 1919 года, Артур погиб в автокатастрофе. Эта трагедия совершенно подкосила Габриель.
Она пришла в себя только через год, когда познакомилась в Биаррице с великим князем Дмитрием Павловичем, кузеном покойного Николая II. Дмитрий участвовал в убийстве Распутина и, спасаясь от гнева императрицы, бежал в Персию — это спасло его от гибели в 1918 году. Шанель была старше великого князя на восемь лет, что вовсе не помешало их роману. Принцы крови всегда вызывали у меня безмерную жалость, — писала Шанель. — Их ремесло, когда они его исполняют, — самое грустное из всех возможных; но еще хуже, когда они не могут исполнять его. Как и большинство русских эмигрантов, великий князь Дмитрий был на мели. Миллионерша Шанель фактически взяла его на содержание, но сделала это настолько тактично, что он не счел себя оскорбленным.
Именно Дмитрий устроил Коко встречу с парфюмером Эрнестом Бо, отец которого работал когда-то на императорскую семью. Собственные духи — такого не было еще ни у одного Дома моды, и Шанель решилась на смелый эксперимент. По ее заказу парфюмер разработал две серии образцов смешанных цветочных ароматов. Коко выбрала образец № 5.
В начале 1920-х гг. в творчестве К. Шанель прослеживались «русские мотивы»: вышитые платья и пальто с меховыми отделками.
В 1920-е гг. она предложила идею модной бижутерии.
В 1921 г. представила свои знаменитые духи «Шанель № 5» — первые французские духи с «абстрактным ароматом». В 1921 году появились знаменитые духи «Chanel № 5». Их авторство, однако, принадлежит русскому парфюмеру-эмигранту Веригину. До Шанель женские духи не обладали сложными запахами. Это были моноароматы. Шанель выступила новатором, предложив женщинам первый синтезированный парфюм, не повторяющий запах какого-нибудь одного цветка.
В 1926 г. К. Шанель создала «маленькое черное платье», которое было многофункциональной вещью «вне моды», предложив тем самым концепцию минимализма в моделировании одежды.
В 1929 г. открыла бутик в Париже, где продавались аксессуары, шали, сумки, бижутерия, духи.
В 1930-е гг. создавала вечерние платья из хлопка и золотого ламэ, строгие повседневные костюмы с металлическими пуговицами.
В 1939 г. Шанель закрыла Дом высокой моды, который вновь открыла только в 1954 г.
В 1954 году 71-летняя Габриель вернулась в мир моды и представила свою новую коллекцию «от кутюр». Однако былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона. Коко усовершенствовала свои классические модели, и в результате самые богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Костюм «от Шанель» стал символом статуса нового поколения: изготовленный из твида, с узкой юбкой, жакетом без воротника, обшитым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами. Также Коко вновь представила дамские сумочки, ювелирные изделия и обувь, которые впоследствии имели ошеломительный успех.
В 1950—1960-е годы Коко сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году легендарная актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко». Личная жизнь Габриель так и не сложилась: у неё было множество романов, но она не вышла замуж и не стала матерью.
Габриэль Шанель умерла тихой смертью 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номерс-люкс отеля "Ритц" в Париже, через дорогу от роскошно отделанного, известного на весь мир Дома Шанель. Доходы ее империи составляли 160 млн долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но "очень стильных наряда", как сказала бы Великая Королева Моды.
Как и «маленькое черное платье», «костюм Шанель» — универсальная модель для всех случаев жизни и женщин всех возрастов — был альтернативой меняющейся моде — стилю «нью лук» К.Диора.
К. Шанель предложила концепцию «стиля Шанель», который создавался за счет узнаваемых деталей: кантов, металлических пуговиц, цепочек и жемчужных ожерелий, цветка камелии.
После смерти К. Шанель коллекции «Шанель» разрабатывали Гибурже, с 1983 г. — К. Лагерфельд
Афоризмы Коко Шанель
За исключением материальных дел, мы нуждаемся не в советах, а в одобрении.
Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новинки следует незаметно, маленькими порциями.
Мужчинам нравятся женщины, которые одеты хорошо, но не бросаются в глаза.
Женщины, не слушающие мужчин в вопросах моды, советуясь только с подругами, часто становятся посмешищем.
Зрелые и стареющие женщины должны следовать господствующей моде. Иметь собственную моду могут себе позволить только молодые женщины.
"Мужчины, желающие выделиться с помощью костюма, - кретины".
"Привыкаешь к уродству, но нельзя привыкнуть к неряшеству".
"Мое единственное искусство состоит в том, чтобы с помощью ножниц резать и упрощать одежду, в то время как другие ее усложняют".
"Женщины хотя меняться - переодеваться. Они не правы. Я за счастье. А счастье в постоянстве и в том, чтобы не изменяться".
"Что такое роскошь? Хорошо сшитый костюм, который можно носить долгие годы".
"В моде, как в архитектуре, главное - пропорции".
"Шляпа - высшее отличие привилегированной женщины".
"Моду создают для нескольких сотен людей. Я создала стиль для целого мира".
“В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 - его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами... Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, что более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин"