В общем о фильме
Фильм довольно любопытный. Визуально фильм приятный, много символов и штучек, которые приятно замечать и встраивать в контекст повествования. В центре сюжета два персонажа: первый — Прот (Спейси) — заявляет, что он пришелец с планеты К-Пэкс, второй — врач Макс Пауэлл в психической лечебнице, куда помещают первого. Врач пытается разгадать загадку пришельца: понять, каков его диагноз или действительно ли тот пришелец (ну а вдруг). Прот тем временем сыпет философскими замечаниями по поводу социального и в общем устройства на Земле и причиняет добро направо и налево, вылечивая по ходу больных в лечебнице. Ещё нам показывают семью врача. Вообще я поняла посыл фильма так: посмотрите, как важна гетеронормативная семья для мужчины.
Тест Бехдель
Единственный крошечный эпизод, который можно упомянуть, чтобы решить, что фильм с натяжкой проходит тест Бехдель происходит в семье врача. Мы видим момент, когда жена врача учит свою дочь играть на фортепиано: две женщины, у обеих есть имена (мать — Рейчел, дочь — либо Натали, либо Гэбби), они говорят не о мужчине, правда, мы слышим только, как мать называет ноты. Наверное, скорее всё же не проходит, чем проходит, потому что в этой сцене врач-отец выбегает из своего домашнего кабинета, потому что члены семьи звуками фортепиано мешают ему работать — разгадывать загадку пришельца.
Женщины в фильме
В фильме существуют разные пространства, где женщины играют разную роль: пространство планеты Земля, которое представлено Нью-Йорком, пространство планеты К-Пэкс, пространство лечебницы и пространство семьи врача. И вот с позиции фемоптики Земля представлена очень классно: в одной из первых сцен нам сразу показывают женщину полицейскую, которая проводит как раз опрос непонятного гражданина пришельца (ведёт себя активно), потом мы видим женщин среди сотрудниц лечебницы, даже начальница врача — женщина, но и секретарша тоже женщина.Недавно прочитала какую-то статейку про двойные стандарты в кинематографе, так там делали акцент на том, что вы не увидите мужчин среди секретарей. В «Сексе в большом городе» у Саманты был секретарь, но закончилась история непрофессионально. Что примечательно, в сцене в планетарии среди больших учёных-докторов астрономии и физики женщин нет. Но в общем, что вообще в городе, что в лечебнице, женщины есть, они работают, они занимают разные должности, в том числе руководящие, но в этой истории ни одна из них не играет существенной роли, двигателем сюжета в какой-то мере оказывается только строгая начальница врача, указания которой, вынуждают врача работать более напряжённо, чтобы успеть до дедлайна «спасти» своего пациента. Среди пациентов лечебницы есть женщины, но выделяют только двоих: одна вообще не говорит, а вторая не покидает палату, потому что мнит себя кем-то вроде дворянки. Но герой-пришелец «спасает» её и помогает начать выходить к людям и социализироваться.
На планете К-Пэкс, как утверждает Прот, население не заводит семей, репродуктивный процесс очень неприятен и болезнен для обоих сторон, а детей воспитывают все по очереди. Больше про социальное устройство ничего не известно. Несмотря на то что вообще на Земле полно женщин и они играют активную роль, в семье доктора Пауэлла женщины (а их всего три: жена Рейчел и дочери Натали и Гэбби, полное имя неизвестно, даже в титрах она Гэбби) играют роль обслуживающую, декоративную и развлекающую, а ещё раздражающую и отвлекающую от великих загадок. Одна из дочерей натурально постоянно наряжена в костюм принцессы. Первая сцена, где мы видим семью очень показательна: муж задержался на работе, жена встречает его обедом (дочерей она уже покормила, а сама ждала мужа), рассказывает ему что-то. Он не слушает. Она замечает и начинает рассказывать, как случайно отрезала себе сегодня голову, но пришила зубной нитью. Муж слышит только последнюю фразу про зубную нить и сознаётся, что не слушал. Далее см.
https://t.me/bezdnakolonka/19