Полюбившиеся герои.Без лишних отступлений признаю, что «Смешарики» — наш лучший из постсоветских мультсериалов. Не без гордости радуюсь тому, что моё знакомство с ними началось ещё в 2004 году, с самой первой серии
«Скамейка». Буквально сразу же круглые мультяшные Крош, Ёжик, Копатыч и другие герои запали мне в душу. Я искренне полюбил Смешариков, а спустя десять лет к этой любви добавилось и уважение. С оглядкой на другие анимационные проекты понимаешь, что «Смешарики» — именно тот сериал, который не стыдно смотреть даже взрослым. Какой тут секрет? Да нет никакого секрета. Просто создатели с самого начала пытались делать сериал хоть и весёлым, но не глупым.
Немного оговорюсь и замечу, что в первые два года некоторая наивность в сериале всё-же присутствовала. В малом количестве, но была. Само по себе это не недостаток, но в 2006-2007 годах замыслы сценаристов претерпели изменения, и сериал уже стал рассчитываться на всеобщую аудиторию, а не только на детей. Тогда же улучшилась и анимация, которая раньше бывала дёрганной. Так начался золотой век для сериала, который никогда не перестанет нас радовать.
Какими бы беззаботными в разных эпизодах ни выглядели персонажи —
Крош, Ёжик, Бараш, Нюша, Кар-Карыч, Совунья, Лосяш, Копатыч и Пин — за яркой картинкой всегда скрывается глубокий смысл, и это очень похвально! Серий, которыми хочется восхищаться, получилось столь много, что на подробный разбор мультсериала может уйти несколько дней. Сложно сказать, какие эпизоды получились лучшими, потому что команда создателей в каждый пятиминутный сюжет постаралась вдохнуть глубокие мысли. Серия
«Чемодан» превосходно иллюстрирует, как мешают нормальной жизни пятна на совести, в
«Приятных новостях» Ёжик и Бараш убеждаются, что для полного доверия к друзьям необходимо знать их характер, в
«Кардебалете» мы видим, как отражается на характере высокая должность, а серия
«Без никого» вышла особенно проникновенной с её моралью, что для понимания многих вещей каждый должен сам пройти через испытания и победить свой страх.
Совмещение приятного с полезным — это то, чему будут рады и дети, и взрослые. Нельзя не заметить, что сериал не лишён и юмора, в котором нет никаких пошлостей. Тут первым делом вспоминаются такие серии как
«Взаперти»,
«Бутерброд» и
«Право на одиночество», где страх и отчаяние неожиданно сменяются радостной и смешной ситуацией. Всех же превосходит в юморе, как мне кажется, серия
«Кулинария», в которой Копатыч после изнуряюще долгого ожидания обеда делает самый блестящий вывод из всех возможных. Как же сложно удержаться от весёлых смайликов при воспоминании об этих эпизодах!
Особую благодарность я выражаю создателям за немногочисленные серии, снятые, так сказать, на злобу дня —
«Конец света»,
«Красный день календаря»,
«Не может быть» и
«Настоящие ценности». Объединяет их друг с другом наличие упрёков в сторону определённых личностей, которые чересчур доверчивы к жёлтой прессе, слишком распускаются по праздникам, наотрез отказываются признавать то, что не укладывается в привычные для них понятия, или же слишком большое значение придают ложным ценностям, загоняя самих себя в Матрицу и ограждая от всех радостей мира ради стремления к бессмысленной прибыли.
Конечно, сериал не смог бы держаться так долго без достойной озвучки. Без самообмана могу сказать, что голоса к персонажам подобраны просто идеально, но в первую очередь хочется поаплодировать
Михаилу Черняку, который озвучил сразу трёх героев — Лосяша, Копатыча и Пина. Вживаясь в роли, актёры, должно быть, от серии к серии дополняли своих героев наравне со сценаристами, ведь от того, с какой интонацией произносятся фразы, зависит восприятие увиденного. И, пожалуй, я не буду взваливать себе на плечи такую непосильную задачу как выбор лучшего персонажа в сериале. Замечу лишь, что Крош несколько выделяется на фоне других из-за своей бесшабашности, самоуверенности и иногда непреодолимого упрямства. Каждый герой получился особенным, будто житель реального мира, но удивительно то, что в «Смешариках» нет очевидных злодеев.
Они радовали нас до 2012 года, когда основной сериал, которому посвящается данная рецензия, завершился, уступив место готовящимся спин-оффам, в которых создатели перешли уже к объёмной анимации. Но сравнивая их с 2D-сериалом, лишний раз убеждаешься, что классику превзойти невозможно. Однако не стоит расстраиваться. Быть может, сценаристы ещё смогут нас обрадовать, как это сделал Бараш в серии
«Близко к сердцу». Смешарики показали нам, что в нашей стране не всё так плохо со свежими идеями, а значит, будущее нашей мультипликации вовсе не мрачное, за что я искренне говорю создателям «спасибо».
10 из 10