«А может, во мне что-то есть?!..» «Мы только мошки, мы ждем кормежки…» — печально иронизирует одна героиня.
«А может, во мне что-то есть?!..» — робко обнадеживается другая (впрочем, ненадолго).
Посмотрел «Старшую сестру»
Георгия Натансона по замечательному сценарию
Александра Володина. Потрясающий фильм о том, как индивидуальность мучительно пытается пробиться на свободу через скорлупу навязываемого обществом образа «правильного гражданина». Бездушной машине авторитарного государства не нужны независимые индивидуальности, которые присущей им неповторимостью лишь усложняют движение этого монструозного механизма (как позже выяснится, в никуда) — ей нужны предсказуемые и универсальные винтики. (Незаменимых людей, как известно, у нас же нет.)
Тоталитарный уклад общества давит по всем направлениям — в том числе и через единственного родственника двух сестер. Как не знает государственная машина, куда шагает, — так и
дядя Митя толком не знает, что он хочет в жизни. И государство, и столь же беспрекословно авторитетный (и авторитарный), «умудренный опытом» дядя лишь изображают, что знают все ответы на все вопросы: совет готов на все случаи жизни, всё под контролем, всё идет по плану. Рациональность и еще раз рациональность — долой импульсивность и какие-то ничкемные эмоциональные порывы и желания. Все, как говорится, «по уму».
Вот только все эти «правильные» шаги, поступки, процессы происходит в атмосфере нескончаемых душевных мучений. Какая-то шизофреническая круговерть и садо-мазо. Дядя, в исполнении
Михаила Жарова, (в целом, любящий и с благими намерениями, которые ведут по известному пути) третирует своих любимых племянниц правильными не то что даже советами, а категоричными требованиями, которые у него со временем легко разворачиваются на 180 градусов. Но поскольку он живет в полной несознанке, то у него это никакого замешательства или неудобства не вызывает. Всем молчать! — дядя всегда прав. Если не прав, см. пункт первый. В общем, не лезьте не в свое дело — все за вас решат. Как и патриархальное государство с его вот этим самым чертовым патернализмом, полную лохань которого мы сейчас горько хлебаем. Да, и ведь отсюда же «политика — грязное дело»: не лезьте, дескать, разберемся без вас; что вам делать и как реагировать на происходящее — мы вам скажем и расскажем. И не сильно-то дерзите — что, сильно особенные?.. Вы — никто!
Даже единственный живой и такой легкий поначалу персонаж
Виталия Соломина со временем теряет кураж и непосредственность — а ведь раньше он-то точно знал, что «в нем что-то есть» и что он
неповторимая личность. Через несколько лет он становится похож на других и теряет ту самую счастливую способность понимать себя.
И если у героев случаются мимолетные моменты воодушевления — когда они по-настоящему счастливы — то они тут же, спохватываясь, вытаптывают в себе пробуждающиеся ростки свободы. Потому что: да кто я такой? — ведь старшим же виднее!.. И вновь состояние тотальной неуверенности и забитости. В общем, такая глобальная «дедовщина». Может ли быть здоровым общество, целиком состоящее из нездоровых членов с рабской психологией? Из неуверенных, полных скрытой и явной агрессии индивидов. Может ли оно при этом идти курсом на декларируемое «всеобщее счастье для всех и для каждого»?
Это фильм о дремучей, отсталой модели взаимоотношений индивида с государством. И это фильм о сегодняшнем дне.
--
P.S. Из
«Декларации самоценности» Вирджинии Сатир: «Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому всё, что исходит от меня, — это подлинное мое, потому что именно Я выбрал это. (…) Я — это Я, и Я — это замечательно!»
(из книги «Как строить себя и свою семью») P.P.S.
Татьяна Доронина, отрывающаяся в танце под
«Mack the Knife» — отдельный «бонус» фильма.)
10 из 10
Оригинал