Михалкова модно не любить. Про него часто говорят гадости, рисуют политические карикатуры, в 90-х он помнится даже в президенты хотел, сказав такую чушь "Если народ хочет видеть меня у власти, то я готов"... В фильме эта замашка тоже заметна - в том, что он сам будучи и режиссером и актером главной роли, делал так, чтобы при его виде другие персонажи то и дело млели с открытым ртом "Боже мой, да это же сам!" Но это еще простительно. Человек он эксцентричный, странный, даже самовлюбленный, но оценивать надо его творчество, а не его самого.
Действительно большая дыра в фильме, которая имеет значение, находится в самой концепции сюжета. Что во времена сталинских репрессий БЕЛЫЙ становится шишкой в НКВД и арестовывает для расстрела КРАСНОГО маршала-героя. Это просто перевернутый мир какой-то. То, что маршала могли из-за паранойи Сталина расстрелять - это да, факт, но вот то, что белый, оставленный в живых только за стукачество и агентурную работу за рубежом, стал опричником в центральной России, - это видится мне полнейшим бредом.
В конце по-французски написано, что и Котова расстреляли, и жену его в лагерях сгноили, и - внимание - дочку через лагеря пропустили. 6-летнего ребенка в тюрьму??? Даже НКВД не было настолько безумно.
Так же в фильме дважды люди показывают друг другу жест "класс". Это западный знак, я сильно сомневаюсь, что его использовали в России в 1936 году.
Других претензий к фильму не имею, он снят качественно, жизненно, местами смешно, наполнен картинами быта того времени. На протяжении большей части фильма абсолютно ничего не происходит, но это редчайший случай, когда неспешность не испортила фильм, предложив вместо повествования описание. Фильм конечно является антисоветским, но я считаю, что у авторов есть право не любить Союз, поскольку действительно и репрессии, и расстрелы, и гулаги - всё это было, об этом хочется забыть, но забыть историю нельзя.
P.S. То, что у фильма есть какое-то там продолжение, в котором по сюжету прошло 5 лет, а все актеры постарели на 17 и в котором внезапно объявляется, что все умершие герои живы-здоровы, - это абсурд. Я рад, что продолжения потерпели полнейший крах в кинопрокате. Потому что НЕ НАДО ради бабок снимать сиквелы. Не надо слизывать у самого себя и позориться там, где ты уже отметился славой однажды.