Михалков ненавидит Советский Союз и Михалков тщеславен - вот две вещи, которые про него все знают. Михалков естественно снимает о минусах того времени, но надо понять, что такое право у него в общем-то есть. Потому что режим, НКВД, людоедские приказы - всё это было на самом деле, а не режиссер сам выдумал. Просто чьих-то семей это не коснулось, а кому-то повезло меньше. Право снимать о плохом ему оставим, но вот делать это надо объективно, а не пороть отсебятину. Михалкову на этой грани удержаться не удалось. Во-первых Сталин изображается как некое совершенно демоническое существо, заставляющее на почти-допросе играть на рояле, выдыхает дым как дракон, его желтые глаза полыхают в полутьме, он вообще даже на себя не похож... Это совершенно несерьезно. Из 3 часов, что длится фильм, вытерпеть первый час было сложнее всего, потому что там творится просто мракобесье - русские стреляют в русских, взрывают мост с собственными людьми, бухгалтер ищет кто бы поставил ему роспись под бомбежкой, начальник пионерлагеря ссытся в штаны, немецкий пилот гадит из самолета на корабль раненых... Я сильно сомневаюсь, что последнее вообще технически возможно. Смотреть всё это было больно и неприятно даже не из-за патриотических чувств, я бы чувствовал такую же зрительскую обиду, если бы дело было в Африке или Китае.
Для тех, кто сумел высидеть это убожество, позже начинается набор историй, слабо связанных между собой, но по-своему трогательных. Сначала история с миной, потом о заставе и курсантах, потом об оккупированной деревне, о пленнике и наконец об умирающем солдате - в них много деталей, диалогов, но и это нужно смотреть, отключив мозг. Потому что девушка испытывает любовь к водной мине и отпускает ее с богом взрывать русский корабль. Потому что немецкие танки подъехали к окопам с той стороны, с которой просто не могли - им бы пришлось прорывать фронт уже в обратном направлении. Потому что цыгане по сути расстреляли сами себя, да еще и с невероятным рвением. Потому что пленник и пленитель радостно обнимаются только потому, что их не убило бомбой. Все эти фрагменты почти никак не связаны между собой, и называется это "плохой сценарий".
Даже не знаю, что в этом фильме хуже - бессмысленность сценария или иррациональная ненависть режиссера ко всему советскому.
Ну и напоследок несколько пунктов дичи:
- У персонажа Михалкова... перчатка... с выдвижными когтями... Что??? Спасибо хоть не когти Россомахи. Совершенно выбивающаяся нереальная деталь, которую он создал для себя видимо потому, что давно мечтал о таком прибамбасе, а тут хоп, целый фильм, где можно этим пофарсить.
- Надю снова играет дочь Михалкова, но между событиями фильма прошло 5 лет, а в жизни прошло 16, поэтому изменение возраста героини выглядит нелепой шуткой, ей должно было быть лет 10-11.
- Олег Меньшиков (Митя) весь фильм не играет, а рассудительно кривляется.
- Первые "Утомленные солнцем" заканчиваются тем, что все ключевые персонажи погибли - Котова расстреляли, жену его сгноили, а Митя самоубился. Видеть их всех живыми и здоровыми после этого согласитесь глупо.