Творческий путь советского сценариста и режиссера Глеба Панфилова иначе как парадоксальным назвать нельзя. А может быть, наоборот: именно годы и жизненный опыт, которые были у Панфилова до его творчества в кино, позволили создать столь "незаштампованные" произведения.
Панфилов родился в Магнитогорске, в 1934 году. Его отец во время Великой Отечественной войны был редактором фронтовой газеты "Вперед на врага".
В 1957 году Панфилов получил диплом химического факультета УПИ (Свердловск). После работы на Свердловском заводе медаппаратов и НИИ, Панфилов стал руководить отделом пропаганды и агитации Свердловского горкома ВЛКСМ. К этому же времени относятся и его первые кинопробы: на базе отдела была создана киностудия, а Панфилов стал соавтором своих первых фильмов "Нейлоновая Курточка" и "Народная Милиция". Самодеятельный режиссер и сценарист скоро становится востребованным на местной киностудии, куда он приходит работать в 1961 году, параллельно обучаясь на операторском факультете ВГИКа, а затем и на Высших режиссерских курсах. К слову сказать, Панфилов замечательно умеет чувствовать кадр и является соавтором большинства сценариев, по которым снял свои фильмы.
Дебютной картиной на "Ленфильме", куда он пришел работать в 1966 году, стала
"В огне брода нет", неординарно для того времени рассказывавшая о недавнем прошлом страны и о том, какую цену пришлось заплатить простым исполнителям воли Партии. Главную роль санитарки Тани Теткиной в этом фильме, как и в большинстве последующих кинокартин Панфилова, сыграла неподражаемая
Инна Чурикова. В 1969 году на международном кинофестивале в Локарно эта картина была отмечена призом "Золотой леопард".
Памятуя о том, что молох истории тяжелее всего прокатывается по самым слабым, Панфилов чаще всего исследовал в своих картинах судьбы женщин. В 1976 году в фильме своего супруга
"Прошу слова" Чурикова предстала перед зрителем в роли председателя горисполкома. Затем был
фильм "Валентина", а в 1983 году на экраны выходит фильм
"Васса", завоевавший приз Международного кинофестиваля в Москве. Интересно, что Панфилов настолько точно смог передать дух романа Горького, что критики и зрители даже не заметили, что сюжет его "Вассы" разительно отличается от сюжета первоисточника. Следующее обращение к творчеству Горького - фильм "Мать", и вновь Панфилов сумел нетривиально рассказать о давно известном. Еще одной интересной находкой режиссера стала
картина "Романовы. Венценосная Семья", над сценарием которой Панфилов совместно с супругой и сыном Иваном работали десять лет. Одна из последних работ режиссера -
картина "В круге первом", сценарий которой написан по произведениям
А. Солженицына. /