Есть только миг между прошлым и будущим, Именно он называется жизнь...Мы все, привыкли окружать себя массой полезных, а иногда, и ненужных вещей, делающих нашу текущую жизнь комфортной и уютной. Только мало кто задумывается, что именно эти вещи, в своём большинстве, и будут теми самыми доказательствами нашего существования на этой бренной земле, после нашего ухода. Причём окажется, что иногда пара стоптанных туфель будет говорить гораздо громче кем мы были, чем все научные звания, полученные за годы корпения над умными книгами. А от многих, не останется даже и этой стоптанной обуви.
Именно о таких, случайных, и зачастую незамечаемых нами свидетелях, и рассказывает нам Константин Фам. Три маленьких, бытовых сюжета. Три истории любви, переплетённых между собой, как клубок запутавшихся ниток. Объединяет которых только одно - время действия. И место.
Итак, Прага 1938-1942 годов. Случайная покупка девушкой новой пары туфель, случайная встреча с мужчиной, свадьба. Свадебное путешествие в Париж, катанье по Сене на речном трамвайчике, под говорящим названием PARADISE, рождение ребёнка. И всё это, без единого слова, и без единого взгляда. Только ноги. Только движения. Я бы даже сказал танцевальные па. И музыка. Чарующая и нежная. А потом придёт тень. Точнее пролетит, и унесёт на своих крыльях счастье наших героев. Как и многих других людей, чья вина которых заключается только в неправильной национальности.
А вчерашние добрые соседи, и знакомые теперь плюют тебе в спину, и оскорбляют, не забывая скупать по дешёвке твоё добро. А иногда просто забирают его даром. И мстят, за лучшую - чем у них одежду, за красивый дом, за то, что девушка выбрала тебя, а не его. За талант. За последний особенно. Мстят изуверски мелочно, не оставляя ни единого шанса.
Так, как это умеет делать только человек, ведь животное просто убивает, но не мучает. А мучают как раз нечастного пса, чтобы избавить его от любви к человеку. Мучают, чтобы забыл прежних хозяев, мучают – чтобы доказать своё превосходство.
Конечно, как и всякая многоструктурная композиция, фильм «Свидетели» не однороден по своей структуре. Третья часть «Скрипка» - показалась мне наименее удачной из всех. В ней появляется некоторая ходульность сюжета, попытка снять трагедию Холокоста по лекалам западного кинематографа. Отсутствует лёгкость первых двух частей. Да и игра Михаила Горевого в ставшем уже привычном ему амплуа злодея, сильно диссонирует на фоне игры Владимира Кошевого, и Вячеслава Чепурченко.
А в остальном, «Свидетели» пожалуй лучший отечественный фильм за последние лет 10 точно. Надеюсь, в своих следующих работах Константин Фам не собьёт установленную им же самим планку мастерства.
9 из 10