Катись оно всё конём!Если вы не ведали, как выглядит настоящий кризис идей, а также какими темпами анимационное кино по мотивам добрых русских сказок приобретает статус бездушного конвейера, то «Конь Юлий и большие скачки» с гордостью грохнет вас по голове мешком неутешительных познаний. На студии «Мельница» давным-давно кончились хорошие сценарии для «богатырской» франшизы, но теперь авторы даже не пытаются выжимать из дойной коровы новые приключения: они лишь выплёвывают на свет никому не нужный спин-офф и тем самым в очередной раз доказывают полную профнепригодность.
На мой взгляд, прервать мучения разлюбившихся нам персонажей следовало в «Наследнице престола», срежиссированной «воскресшим» мастером Константином Бронзитом: немногие вспомнят, что именно он был ответственен за шикарную первую часть. Продолжениями занялись уже другие постановщики, а с приходом Константина Феоктистова качество франшизы резко упало вниз. Бронзиту удалось «подчистить» ворох сумятицы за своим коллегой, создав весьма проходной, но ставящий далеко не самую плохую точку мультфильм, в котором Князь, якобы помирая, уже себе и наследницу выбрал, и с делами последними разобрался. Но прямиком к наступлению 2021-года «Мельница» не выдержала и родила очередной косматый шарик недоразумения, где вновь Феоктистов (уже вместе с Дариной Шмидт) зачем-то всерьёз взялся за горе-коня Юлия, ведь высасывать идеи из пальца – это очень вкусно. Намного вкуснее, нежели забытье.
«Большие скачки», вопреки любым вспышкам здравого смысла, являют собой плохо разыгранный, скомканный, сыроватый аттракцион, исключающий цельность сюжета ещё на стадии задумки. Хорошая история предполагает наличие внутри себя некоей идеи, суть которой раскроется по ходу развития событий и станет понятна как взрослым, так и детям. Здесь же идеи нет. Есть, повторюсь, аттракцион, нанизанный на страшно банальную политико-мелодраматическую фабулу: государевы интриги (не выходящие по степени риска дальше последствий детских шалостей) соседствуют с неразделённой влюблённостью. Поверх всего устраивается спортивное соревнование за приз, имеющий сугубо трёхкопеечную ценность, ибо в данном призе отсутствует любой намёк на символическую основу: не территория, не золото, не перст, а так – сверкающая игрушка. Череда разномастных стычек, заполняющих сей аттракцион бесполезным мельтешением, приведёт к развязке, которая, в свою очередь, всё вернёт к началу. Ибо что? Ибо если ты не имеешь за пазухой никакой идеи, то тебе тупо не о чем говорить. И зрителю будет не о чем смотреть. А когда его спросят, что он посмотрел, ответ станет очевиден: «Ну, скачки там, кони ржачные, любовь вроде тоже какая-то была». Убейте меня, если в этой фразе есть хоть что-то, напоминающее идею.
Именно поэтому в данной анимационной «рыбе», гниющей с головы, разваливается и весь остальной скелет. Персонажи – плоские, пресные, расписанные на коленке (единственным светлым пятном блестит ослик Моисей). Юмор – на уровне детского сада, но с некоторой примесью удручающих взрослых причитаний (в основном про политику). Мораль – «нижеплинтусная», втирающая нам единственно внятную мысль о том, что «русские не сдаются», а какими путями и ради какого величия – ой, не нудите, всем плевать! Дети лет до пяти будут рады красивой коняшке и быстрой сменяемости кадров на монтаже. Дети старше пяти уловят пару-тройку сюжетных перипетий, но наверняка заскучают на каждой из них: перипетии чрезвычайно хаотично, вразброс, наперебой вытекают друг из друга – о плавности повествования слагают легенды явно не здесь. Взрослые же, скорее всего, смогут использовать мульт в качестве классического фона под домашнюю уборку – как используют половину производимого контента на этой планете.
Я не знаю, что может восхитить или хотя бы приятно удивить в «Больших скачках». В нашем распоряжении очередной плевок давно запущенного конвейера, на рычаг остановки которого намеренно не хотят нажимать его создатели, руководствуясь то ли пагубной привычкой, то ли чудовищной ленью, то ли нежеланием верить в пресловутый идейный кризис – а он, между прочим, не настигает и не уходит просто так. Он является болезненной опухолью, гниющей всё больше и больше с каждым разом, когда его обладатель из последних сил пытается разубедить себя и свою аудиторию в том, что уже не имеет права насиловать ни собственную творческую чакру, ни чужое терпение. Увы, всё однажды должно закончиться, а на месте почившего – взрасти что-то новое...
Ведь правда, студия «Мельница»?
…нет ответа.
3 из 10