Пишите письмаЯ не был знаком с предыдущими произведениями франшизы, поэтому пишу со стороны человека, лишённого предыстории, предубеждений и предожиданий.
Начинается история «из третьих уст». Внучка, после похорон своей бабушки, решает задержаться в её доме и находит бабушкины письма. Бабушка рано потеряла свою мать, а эти письма ей писала «кукла». Так называли работницы почты, которые помогали подбирать и набирать текст, даже при физическом отсутствии адресанта. Эти письма готовила Вайолет Эвергарден.
Детство Вайолет выпадает на военное время. Война превращает хрупкую девочку в орудие, практически без чувств и эмоций, зато беспрекословно исполняющую приказы. Воспитанием девочки занимается молодой Майор Гилберт, который с одной стороны спасает и защищает ещё маленькую Вайолет, с другой стороны невольно способствует её становлению в качестве инструмента. Видимо, подробнее об этом можно узнать в предыдущих частях франшизы, но в фильме точечных эпизодов вполне достаточно для сбора мозаики появления почти стокгольмского синдрома у Вайолет (чем-то напоминает историю Хаку и Забузы), хотя Майор и пытается сделать что возможно в условиях боевых действий.
Решающее сражение разделяет их: Майор остаётся на поле смертельно раненный, а Вайолет лишается обеих рук. Позже она научится управляться протезами и станет почтовой «куклой». Видимо, привыкнув быть орудием, Вайолет так проще в мирное время? Так или иначе авторы буквально вгоняют персонажа в рамки инструментальной функциональности (названием, железными руками и функцией посредника).
Так или иначе, мастерски передаётся эмоциональная закрытость Вайолет с глубокой внешней эмпатией: она ведь является лучшей куклой, а значит тонко чувствует собеседников, сопоставляя с опосредованным опытом других клиентов. При этом у неё напрочь отсутствует какой-либо солипсизм или эгоизм. Она полностью отдаётся делу, даже если клиент груб и неправ. И как раз это позволяет клиентам открыться, почему они могут быть такими, ведь не по злобе своей. То есть отрицательные персонажи тут отсутствуют как таковые, есть только люди, которые пытаются мириться со своей болью и пытаются, как умеют, преодолевать её. И Вайолет своей отрешенностью эмоциональной, но исполнительной аккуратностью помогает им в этом.
Эмоции Вайолет постепенно возвращаются с приходом новостей о судьбе Майора, но тут без спойлеров не получится, поэтому не будем. Одно тут можно сказать: не всегда надо решать за других, что они чувствуют или должны чувствовать: можно и ошибиться, даже если пытаешься их защитить (вспомним печальную судьбу защиты Офелии, из-за того, как хотел защитить её Гамлет). Лучше поговорить, ну или написать.
Почта связывает тут две основные линии: первая – это семьи, члены которых посредством писем пытаются донести друг до друга самое важное, что не получается донести словами. И вторая линия – история самой Вайолет: о том, как можно своей маленькой частной жизнью, небольшим, но упорным делом менять мир к лучшему. Обе линии не дают принципиально новых ответов: люби и говори об этом любимым, пока можно (об этом же уже тысячу раз снимали). Аналитическая функция здесь рассчитана разве что на детей старшего возраста. Гораздо более интересна созерцательная возможность проникнуться аскзеной атмосферой отрешенности, собственной неважности в хорошем смысле и немного заземлиться, поубавив своё «я».
По касательной затрагивается тема замещения человека машиной: фонарщик печально смотрит на электрифицированный фонарь, а телефон и телеграф ознаменуют закат почты и «кукол». Несмотря на то, что «бесполезные аппараты тоже могут пригодиться», творческое чувственное «человеческое» начало Вайолет (контрастно, согласитесь) остаётся востребованным. Это к вопросу о том, как в период всеобщей автоматизации сохранить работу.
Конечно, тут будет много драмы, слезных диалогов, нарочито эмоциональных моментов, местами прям скажем спекулятивных. Но выдержано в рамках жанра, пусть и с переизбытком чувственных фейерверков – для контраста оправдано.
Так что, любите, надейтесь и… пишите письма!
7 из 10