Мечты Фауста.Оскар прошел, но его победителей и номинантов мы будем разбирать еще долго. Так случилось, что для меня самой ценной номинацией всегда считалась «Лучший фильм на иностранном языке». В нее обычно попадают фестивальные фавориты, сложное интеллектуальной кино, которое подчас стоит несоизмеримо выше англоязычным фильмов в основных номинациях. Повторю, это для меня. Многие не согласятся и это хорошо.
Предложенная нам история отчасти имеет под собой реальное основание: смелые проекты художника Вима Дельвуа, и затрагивает самый острый современный социальный конфликт. Условно его можно обозначить словами героя: родиться в хорошей части мира или в нехорошей. Успешный цивилизованный неумолимо стареющий буржуазный Запад и залитый кровью разбитый этическими и религиозными противоречиями, нищий и решительный Восток. Эмигранты наступают и неумолимо заселяют этот оазис комфорта под названием Европа. Остановить их нельзя и наверно так и должно быть в рамках исторического развития. Вспомним нашествие варваров на Рим. Горе проигравшим, как говорил один исторический персонаж. Поймите правильно, слово «варвары» я употребил лишь как художественное сравнение. Культура эмигрантов не менее, а часто и более глубокая чем там, куда они стремятся. Она просто иная и компромисс находится сложно. Западный мир делает много для адаптации, но часто не понимает с чем имеет дело. Весь процесс становится лишь снисходительным обучением западным ценностям, как детей учат вести себя хорошо на людях. Проблема в том, что многие из приехавших далеко не дети. Образуются два отдельных течения: с одной стороны непринятие беженцами предлагаемых новых культурных и социальных парадигм, с другой – неизбежное влияние восточной культуры на умы европейцев. Все это было мощно показано в одном из лучших фильмов 2019 года и победителе Берлинского фестиваля - «Синонимы» («Synonymes»).
Фильм Каутер Бен Ханья затрагивает иной аспект этого явления, который, пожалуй, можно рассматривать в общегуманитарном смысле и касается каждого жителя этой «несчастной» планеты. На что мы готовы пойти, чтобы наша жизнь стала лучше, на что мы готовы пойти ради любви, на что мы готовы пойти ради семьи? Главный герой Сэм бежит из Сирии и пытается выжить в другой стране и соединиться с оставленной им девушкой, которая уже замужем. Он не имеет ничего и не видит выхода. Вдруг появляется шанс обрести достаток, убежать из неблагополучного региона и может быть обрести счастье. Надо просто стать живым экспонатом знаменитого художника. Позволить нанести на кожу татуировку в виде шенгенской визы и демонстрировать ее в музеях по всему миру. Вот это счастье. Такая мелочь, подписать договор и все проблемы уйдут. Ничего не напоминает. Конечно, договор между Фаустом и Мефистофелем. Вечный культурный символ гибели души ради земных благ и реализации мечт. Режиссер даже не скрывает этой прямой аналогии и делает верно. Лучше Гете никто ничего не придумал.
Герой нашего фильма решает внутреннею дилемму не сразу, но достаточно быстро. Сэм обозначает это в виде парадокса: продать себя, чтобы стать свободным. Я перефразирую, чтобы жить по-человечески, человек должен перестать им быть. Здесь товар, а в успешных странах купцы. Богатые успешные они становятся Мефистофелями для изможденных нищетой и безнадежностью душ. Вот и душу Сэма попытался купить успешный богатый бельгийский художник.
Не новая дилемма. Такие сделки были всегда и будут всегда. Так уж устроен свет, состоящей из тяжелого пути добра и привлекательного, но гибельного в итоге зла. Мы мечемся среди них и чаще всего делаем неправильные выборы. Человек практически неспособен сопротивляться искушению. Он слаб, но достоин милосердия, а не осуждения. Помню читал книгу «Скорбь Сатаны» мистический декадентский роман английской писательницы Марии Корелли, в которой Люцифер мечтает, чтобы нашелся кто то, кто устоял бы перед искушением. Это дало бы надежду всем, даже самому злу, которое не может существовать без добра. Вечная диалектика.
Каутер Бен Ханья для демонстрации своей версии знакомой истории выбрала отличный образ – кожа. Кожа защищает нас и позволяет ощущать мир, она дышит, она наш идентификатор здоровья и настроения. Позволяя ее разрисовать, герой соглашается на метку. Приобретая внешнюю защиту социальных благ, он обнажается изнутри. Финал таких историй всегда драматичен, и мы к этому привыкли. Однако возможно пришло время это пересмотреть, как в этой конкретной истории, рассказанной фильмом.
Чуть чуть об актере. Яхай Махай мне неизвестен. Это его вторая работа в кино и возможно последняя. Он выглядит непрофессиональным актером и это комплимент. Актерская игра грубая и живая. Грация животного и глаза полные страха, надежды и еще чего-то неопределённого. Может быть ¬– это достоинство? Награда Венецианского фестиваля вполне заслуженна. На заднем плане - Моника Белуччи. Ее не испортил ни белый парик, ни возраст. Статная циничная и прекрасная, как сама античность. От нее требовалось не так много, но она как никто умеет удержать на себе взгляд, как подлинный предмет искусства со всеми следами времени и бурной истории.
В конце анализа таких фильмов принято задумываться вопросом: а как бы мы поступили на месте героя? Шокирую Вас, я не задумывался. Просто поступил бы точно также.