Продажная шкураVivat de Вим Дельвуа!
«Человек, который продал свою кожу» обязан своим появлением в кинопространстве современному бельгийскому художнику концептуалисту Виму Дельвуа. Его арт-объект 2006 года под названием «Тим» представляет собою татуировку (изображающую молящуюся девушку, летучих мышей, череп, цветы и т.п.) на всю спину реального человека Тима Штайнера. Дельвуа умудрился в 2008 году впарить шкуру Тима за 150 000 евро немецкому коллекционеру, который после смерти Штайнера получит его кожу с татуировкой в своё полное распоряжение. Сам же Тим пока не преставился - будет выставляться несколько раз в год в музеях в качестве живого экспоната. Предыдущая эпатажная работа Дельвуа под названием Арт-ферма представляла собою татуированных свиней (кстати, их можно увидеть в фильме). Также на счету Дельвуа такие великолепные шедевры как клоака – машина, изображающая пищеварительную систему, и пол, украшенный узором из экскрементов. В общем, идея фильма отсылает к замечательному современному художнику Виму Дельвуа, что уже само по себе прекрасно и достойно пристального внимания.
Сирийские беженцы и современное искусство
В фильме роль человека-экспоната отведена сирийскому беженцу Сэму Али, который в результате неосторожных слов оказывается в сирийской тюрьме, затем благополучно бежит из неё и переправляется в соседний Ливан. В это время его возлюбленная Абир под принуждением семьи вынуждена выйти замуж за влиятельного богача. После начала гражданской войны Абир с супругом перебираются в Бельгию. Сэм страстно желает увидеться с нею, но не имеет возможности перебраться в Европу. И тут ему предлагают сделку с дьяволом - эпатажный художник Джеффри Годфрой (прототипом которого как раз и является Вим Дельвуа) готов устроить его переезд в еврозону. Надо лишь согласиться на нанесение татуировки шенгенской визы на спине и участие во всеразличных выставках в качестве арт-объекта. Сэм, недолго думая, продаёт свою шкуру ради возможности перебраться в Европу и встретить Абир. Далее основная часть фильма посвящена его терзаниям в качестве арт-объекта и попыткам обрести достойную жизнь вместе с возлюбленной. Таким образом, в этом фильме переплетаются темы современного искусства, свободы, любви, политики, социальной проблематики.
Резюме
Это фильм про искусство и поэтому должен соответствовать отображаемому предмету. И в этом отношении он, безусловно, удался. Яркие цвета, удачно выбранные ракурсы, насыщенность и визуальная красота кадра, лейтмотив удвоенных изображений (зеркала, экраны и т.п.) отсылающий к сути искусства (отображение, удваивание мира) – эстетическое пространство фильма выше всяких похвал. Смысловое содержание также насыщенно и предоставляет поводы для размышлений относительно художественных и социальных проблем, общим местом которых становится дегуманизация человека в современном обществе (посредством превращения его в арт-объект; лишения социальных и культурных свобод в традиционном мусульманском обществе; обесценивания гражданской войной, бедностью или статусом беженца; использования различными общественными институтами в своекорыстных интересах и т.п.). Итак, «Человек, который продал свою кожу» - это гламурный фильм, заслуживающий определённую долю внимания нетривиальностью сюжета, актуальностью тем и эстетикой кадра.