Жребий «Буревестника»За период пандемии и с появлением различных онлайн-кинотеатров отечественные сериалы сделали огромный шаг вперёд. Если раньше достойные проекты выходили довольно редко, то за последние полтора года мы получили «Топи», «Медиатор», «Вампиры средней полосы», «Перевал Дятлова» и это только те, которые первые мне приходят на ум. Один из свежих сериалов, который пополнил этот список — это экранизация одноименного романа Алексея Иванова «Пищеблок».
Сюжет сериала повествует об олимпийской смене в пионерском лагере «Буревестник». Вся страна смотрит «Олимпиаду-80» в Москве, а в это время в лагере на Волге происходят мистические события. Мальчик Валерка и вожатый Игорь пытаются разгадать загадки пионерского лагеря, в котором обитают вампиры. Взрослые все странности игнорируют, дети пропадают и возвращаются совершенно другими, а весь груз ответственности падает на молодых людей, которым не все равно, что здесь происходит.
Честно сказать, сериал я начинал смотреть скептически, но уже после первых двух серий я поменял своё отношение к нему. Если учесть, что большинство из нас подходит со стереотипами к просмотру отечественных проектов, то «Пищеблок» определенно способен разрушить их и удивить зрителя. В нем, конечно, есть глупые моменты и остаются определенные вопросы после просмотра, но их крайне мало. В основном остаются положительные эмоции. Лично мне показалось, что первые две серии не цепляют так, как мы привыкли и являются скорее разгоночными. Однако дальше события затягивают нас и каждая серия кончается хорошим клиффхэнгером. Сразу хочется включить следующую серию и узнать, что же там будет дальше.
К сожалению, роман Алексея Иванова я не читал и не могу сравнить, насколько сериал соответствует оригиналу, но думаю, что многим зрителям и не нужно это сравнение. В «Пищеблоке» довольно оригинально показаны вампиры, появление которых в кино датируется аж началом двадцатого века. Множество историй уже рассказано и снято про этих паразитов. Казалось бы, достаточно оригинального уже ничего не придумать, но Алексею Иванову удалось. Его вампиры не боятся чеснока, разгуливают на солнце и неразрывно связаны с советской идеологией. Вампиры в «Пищеблоке» — это идеальные пионеры, которые свято соблюдают правила и беспрекословно выполняют указания старших. Конечно, у них есть слабые стороны и много черт оригинальных упырей, но в «Пищеблоке» они больше зависят не от людей, а от советского общества, которое в 1980 году уже начало давать первые трещины. Молодежь начала увлекаться западной культурой, слушать битлов, странно одеваться и перестала верить в советские идеалы, поэтому вампиры цепляются вовсю за эту умирающую идеологию, которая очень хорошо гармонирует с их принципами. Общество построенное на лжи и его кроваво-красная символика идеально подходят для паразитов.
Актёрская игра в сериале очень хорошая. Пётр Натаров (Валерка) и Даниил Вершинин (Игорь) уверенно смотрятся в своих ролях, но больше всего хотелось бы выделить второстепенных персонажей. Поражают своей игрой Ирина Пегова (главная вожатка), Тимофей Трибунцев (врач) и Сергей Шакуров (ветеран Гражданской войны).
Сюжет сериала очень интересный. В нем отлично сочетаются драма с элементами хоррора и детектива. В «Пищеблоке» лагерные страшилки оживают и переносят зрителя в детство со всеми дискотеками, построениями и общими приёмами пищи по расписанию. Все это знакомо многим из нас. Но больше всего мне бы хотелось выделить в сюжете яркие романтические и сексуальные сцены. Порой их неловко и некомфортно смотреть, но они хороши тем, что очень круто деконструируют миф об отсутствии в СССР секса, хотя там жили абсолютно такие же люди, как и в современном обществе. А открытая концовка сериала оставляет зрителя со своими мыслями и догадками, относительно дальнейшей судьбы персонажей. Возможно нас ждёт второй сезон, кто знает.
Кто-то, скорее всего, назовёт проект антисоветским, ведь в нем авторы показывают, что Советский Союз был не такой уж идеальной страной, как мы привыкли слышать, но ведь так оно и есть, потому что ни одно общество не может быть идеальным. Утопию создать невозможно.
Вступительные титры «Пищеблока» очень красочные и запоминающиеся. Лично мне не хотелось пропускать их каждый раз. Я с удовольствием смотрел на все детали, которые создатели включили в заставку.
Помимо этого создателям сериала удалось хорошо подобрать музыку и песни, а также цветовую палитру. Довольно часто в сериале можно заметить, как ядовито выделяются некоторые цвета, а цветовая гамма зла и добра разделяется. Когда героям ничего не угрожает, то на экране теплые зелёные оттенки, а когда поблизости появляется опасность, то экран сразу же заливается ярко-красным.
В общем и целом создатели сериала сделали хороший продукт, который понравится многим зрителям. Конечно, «Пищеблок» не избежит сравнений с «Очень странными делами», так как сейчас любой проект, где действия происходят в 80-е и там хоть как-то фигурируют дети, будет сравниваться с хитом «Нетфликс», но на самом-то деле проекты не так уж и похожи. Да, что-то общее все-таки есть, но это скорее кинговский «Жребий Салема» в советском лагере, нежели отечественные «Очень странные дела».