Писать музыку не так уж трудно, труднее всего — зачеркивать лишние ноты Андрей Тарковский один из моих любимых режиссёров, а «Каток и скрипка» является его первым фильмом, поэтому рано или поздно я должен был его посмотреть. Это была его дипломная работа и снимал он его ещё будучи студентом. Ну, честно говоря, тех философских мотивов какие были, например в «Солярисе» или «Сталкере» тут даже близко не видно. Честно говоря, Тарковский пока не узнаётся вообще, но обо всём по порядку.
Семилетнему Саше пора на занятия, а дворовые мальчишки, как всегда, поджидают маленького музыканта со своими обидными играми. Но в этот раз за мальчика вступается молодой рабочий Сергей — рядом с домом кладут новый асфальт.
И вот после этого между ними завязывается дружба. Сергей рассказывает ему о многих вещах, как он в таком же возрасте был на войне, что лучше сигареты или папиросы, учит жизни молодого Сашу, как нужно постоять за себя, что правильно, что нет, а Саша за это играет ему на скрипке.
Вообще, как ни крути, но Тарковский должен быть Тарковским в любом возрасте, хоть в молодом, хоть в старом. Ведь первый свой шедевр «Иваново детство» он снял ведь всего лишь через год после «Каток и скрипка». Но зато, какой прогресс. Что интересно и там и тут речь ведётся про детей. Но только если в «Иваново детство» было видно по-настоящему сильную драму, то в этом фильме чувствуются только какие-то лирическо-поэтические мотивы. Нет какой-то основы для по-настоящему сильной драмы. Красной нитью через весь фильм проходит какие-то наивные мотивы. И радостная улыбка Саши, на то, что он видел как «яблоком» разрушают дом, как раз и является тому подтверждением.
При просмотре возникает такое ощущение, что Тарковский не хотел вложить в это произведение абсолютно никакой мысли. Даже в той короткометражной работе «Убийцы» и то финальная фраза бармена много значит. Но здесь режиссер, кажется, настолько увлёкся создание такого иллюзорного образа Москвы, который больше подошёл бы для настольгических баллад, что просто о какой-то серьёзности даже не может идти речи. Хотя первоначально все, казалось бы, начиналось серьёзно, было видно социальную подоплёку, хоть и банальную, и которая есть в каждом фильме про подростков, но её видно. Видно было по настоящему серьёзный образ, противоборствующий стороны, образ героя в виде Сергея, и актёр играющий Сашу поначалу смотрелся очень здорово, но уже ближе к середине всё, просто всё испарилось.
Снято, конечно, всё очень здорово, но постановка сильно проигрывает по сценарию. Может потому что соавтором был Кончаловский. Я не знаю, он же тоже писал сценарий для «Андрея Рублёва» и фильм вышел замечательный. Что здесь произошло, совершенно непонятно. Даже не видно какой-то скрытой мысли, даже метафоры, которая присуща всех без исключения фильмам этого выдающегося режиссёра. Виден просто хорошо отшлифованный фильм. Хотя, всё-таки финальный эпизод фильма меня очень тронул. Он был хоть и такой наивный, но настолько душевный, что я за этот самолётик целый балл фильму добавил бы. Оригинал