SaunaНаверное стоит обвинить во всём Френсиса Форда Копполу, который своим фильмом «Апокалипсис сегодня» посеял зёрна «новых мыслей» в творческой среде, и они благополучно взошли. Можно сказать, что после фильма Копполы осознанно самоопределился, а к нашему времени продолжает трансформироваться и успешно развиваться новый подвид мистических ужасов, которые можно выделить из общей массы типичных для жанра фильмов, объединив слоганом «Военный пост-апокалипсис» или военная мистика. (Самая не очевидная мутация — «Операция мёртвый снег»)
Интереснее всего то, что у подобного рода фильмов, центральная идея которых — «проигравшие в аду», повествование приобретает иногда вычурные и экзотические формы, например, Сауна. Чтобы Вам было проще ориентироваться, очень близкий по духу фильм — «Бункер» режиссёра Роба Грина. Внутренние переживания героев; полная опустошённость, безысходность, отсутствие будущего, потеря жизненных ориентиров, позволяют провести параллели между этими двумя лентами.
Но, собственно, о Сауне. Фильм апеллирует к 1595 году, но, как говорится, не дождётесь. Почти весь воспроизведённый съёмочной группой антураж можно сопоставить с концом XIX — началом XX века. Фильм наполнен настолько явными и чудовищными анахронизмами, что не заметить их местами довольно сложно.
Ну и по мелочам; бумаги, исписанные шрифтами времён Петра I, (к тому же без еров и ятей), Русская военная форма (1900 — 1914), фарфор, (в Европе получен только в 1708 году), очки, иконы, вещи, гербарии, одежда крестьян, постройки — словом ВСЁ ЦЕЛИКОМ не то и не оттуда. Ну, хоть у одного из главных героев был меч, да и то ладно. Не взирая на всю эту «развесистую клюкву» фильм смотрится хорошо. Особенно радуют натурные съёмки. Глубокие тона суровой северной природы, безлюдные земли, чёрная вода, белый снег, Север!
Приятно радует, что в начале от кино с таким названием и географией ничего хорошего не ожидаешь, однако при просмотре меняешь точку зрения. Смотреть интересно. Фильм следует воспринимать как аллегорию, иначе он становится абсолютно бессмысленным. Ключом к расшифровке аллегории — является притча о грязи, и собственно, грязь преследует героев весь фильм. Удастся ли им отмыться от этой грязи в волшебной сауне, стоящей посреди громадной болотины, вот вопрос!
Иконоборческая линия в фильме подчёркивает степень «загрязнения грехами» героев, которые стремятся отмыться в загадочной сауне, представляющей собой серую, супрематичную бетонную конструкцию посреди холодной лужи. Интересно то, что представители Русской стороны вообще не интересуются сауной. Тема смерти в фильме опять же подкреплена образом чёрной лесной реки; (в Калевале — Туонела река мёртвых, дорога в загробный мир) финал и начало фильма замкнуты речными тёмными водами.
Ещё можно вообразить, что сие болото целиком аллегорически суть Финляндия. И то, что какая-то там комиссия делит это болото между двумя странами лишено всякого смысла, ибо на кой, простите, им это болото сдалось. Результатом становится исчезновение комиссии, дескать Суоми как стояло, так стоять и будет, не взирая ни на какие комиссии. Но это всего лишь предположение.
Итог: хорошие образы, неплохая музыка, загадочная атмосфера… Минусы — сценарная невнятность второй половины фильма, а так же вопиющая безграмотность при обработке исторического материала. Но для ничем не интересующихся и мало читающих скользнёт не замечено, так что по барабану.
7 из 10