Да, это комедия, это именно комедия! Собственно, основной смысл моей рецензии заключается в заголовке, поэтому, если вас уже достаточно утомил сам фильм, можете дальше не читать. Для остальных - поясню.
Меня нередко упрекают в том, что я не понимаю юмора. Странно, почему в данном конкретном случае зрители в большинстве своём оказались неспособны увидеть очевидное, хотя полусуровое-полуобморочное лицо ГГ и кровотечения принцессы с самого начала должны были всех настроить на весёлый лад. Похоже, сказалось отсутствие слова 'комедия' в списке жанров... а некоторые уже взялись за просмотр, зная о крайне низких оценках фильма. Конечно, всё было бы по-другому, выиграй 'Византийская принцесса' приз Каннского фестиваля (в коем участвовала!) или, тем паче, 'Оскар'. Тогда люди говорили бы о тонком и своеобразном юморе, об атмосфере, о глубоких познаниях авторов в области старинной литературы. И... опять же оказались бы неправы! Поскольку познания здесь довольно поверхностные, и каждому, прочитавшему первоисточник, ясно, что 'Тирант' совсем не о том и не состоит из одной любовной линии.
Впрочем, это не мешает 'Византийской принцессе' оставаться намеренной ПАРОДИЕЙ на сие произведение и на рыцарские романы вообще - точнее, на некоторые их особенности. Да, эти творения действительно ужасно затянуты! Очень немногие наши современники способны прочесть средний рыцарский роман без адаптации (и я отнюдь не призываю всех подряд к этому мазохизму). Длинные напыщенные диалоги ни о чём, бесконечное пережёвывание одних и тех же тем - вовсе не прерогатива мексиканских 'мыльных опер', это было и в рыцарских романах. И фальшивая целомудренность героев вызывает сейчас насмешки. Вот и Аранда стебётся над тем же... а также, вполне вероятно, над зрителями, которые примут пафос в его фильме за чистую монету.
Другое дело, что подход автора я одобрить не могу. Нет особого смысла издеваться над давно отжившим жанром, равно как и над отсутствием у масс узкоспециальных знаний! Комедия, которая смешна только для её создателя, вряд ли заслуживает высоких оценок. Будь она вдвое или вчетверо короче, можно было бы похвалить авторов за умение создать эффект бесконечно тянущегося времени... но если фильм реально длинный?!
Тем не менее, унылый околоэротический стёб МОГ выиграть призы, как бывало уже десятки раз на фестивалях. Но не повезло. Поэтому он в нижней части всех киносписков (и вполне заслуженно).
Но автор не идиот. Он наверняка надеялся, что уж после той самой 'возмутительной' сцены в палатке зрители поймут его постиронию. Ан нет, не захотели, ибо как-то обидно...
Оригинал