Мультфильм «Сеча при Керженце» снят по мотивам симфонической поэмы Римского-Корсакова. Легенда рассказывает о невидимом городе Китеже. Он полностью ушел под воду, чтобы избежать нападения татаров. В кадрах мультфильма можно встретить мотивы фресковой живописи, типичной для Руси XIV—XVI веков. Над картиной работали режиссер Юрий Норштейн и сценарист Иван Иванов-Вано. Они сняли ее в 1971 году, а в 2002 году мультфильм появился на свет на компакт-дисках с английскими субтитрами в коллекции «Мастера Русской анимации».
История повествует о периоде неурядиц на Руси (1400-1423 гг.), увиденных глазами знаменитого монаха-иконописца Андрея Рублева. Композиционно картина состоит дальше
История повествует о периоде неурядиц на Руси (1400-1423 гг.), увиденных глазами знаменитого монаха-иконописца Андрея Рублева. Композиционно картина состоит из восьми эпизодов-новелл, аккуратно складывающихся в своеобразную сюжетную мозаику. В фильм «Андрей Рублев» вошли реалистичные сцены полета на воздушном шаре, съёмки монастырских дворов, выступлений артистов-скоморохов, тайных и грешных языческих игрищ, деятельности мастеров-резчиков, набегов татарской орды, творения чудеснейших икон и фресок, ставших знаменитыми на весь мир. закрыть
Историческая лента «Александр Невский» считается одной из лучших режиссёрских работ Сергея Эйзенштейна. Музыка к картине была написана выдающимся композитором дальше
Историческая лента «Александр Невский» считается одной из лучших режиссёрских работ Сергея Эйзенштейна. Музыка к картине была написана выдающимся композитором Сергеем Прокофьевым. Широкий успех фильма, вышедшего на экраны в 1938 году, сравним с культовой картиной «Чапаев». Эйзенштейн был удостоен Сталинской премии и смог получить докторскую степень по искусствоведению, не защищая соответствующую диссертацию. После вероломного нападения Гитлера на СССР картина «Александр Невский», посвящённая борьбе средневековой Руси против агрессии Тевтонского ордена, обрёла второе дыхание и с огромным успехом вернулась на киноэкраны.
Великий Новгород
Действие фильма переносит нас в середину XIII в., когда войска Тевтонского ордена наступали на западных рубежах русских земель, грабя города и убивая мирных жителей. Заручившись поддержкой римского Папы, немецкие рыцари, уверенные в победе, уже загодя делят между собой русские княжеские титулы и земли. В это нелёгкое время новгородцы собираются на вече, где решают призвать князя Александра. Совсем недавно на реке Неве он разбил шведов, и теперь он возглавит дружину и даст отпор новым захватчикам. Перед тем как войско выступило в поход, два новгородских воина Василий Буслаев и Гаврило Алексич сватаются к Ольге, которая обещает выйти за того из них, кто лучше проявит себя в бою.
Сражение
У покрытого льдом Чудского озера встречаются русское и тевтонское войска. Накануне битвы Александру Невскому рассказывают басню о лисице и зайце, которая подсказывает ему, как лучше провести битву. Так как немецкие рыцари наступают «свиньёй» по центру, русские заманят их на середину замёрзшего озера и сожмут со всех сторон, словно клещами. Замысел князя полностью оправдался. Разбитые тевтонцы обращаются в бегство и, благодаря тяжёлым доспехам, проламывают лёд и тонут. Рядовых кнехтов из числа захваченных в плен позже отпустят домой, а знатных рыцарей оставят, чтобы получить за них выкуп. Героев Василия и Гаврило в тяжёлом состоянии привозят с поля боя в Псков. Здесь Василий добровольно признаёт победу за другом, а сам женится на воеводской дочери Василисе, бившейся плечом к плечу с воинами-мужчинами.
Работа над кинолентой
В процессе подготовки к съёмкам большое внимание было уделено исторической достоверности. Режиссёр и съёмочная группа консультировались с ведущими советскими историками, а весь сценарий два раза серьёзно перерабатывался в соответствии с критикой со стороны специалистов. Из-за поджимающих сроков знаменитая сцена Ледового побоища снималась летом, для чего были построены специальные декорации. закрыть
Лента «Иван Грозный» – последняя из работ С. Эйзенштейна. Снять такой фильм ему предложил сам И. В. Сталин, он же утвердил сценарий.
Работа над проектом дальше
Лента «Иван Грозный» – последняя из работ С. Эйзенштейна. Снять такой фильм ему предложил сам И. В. Сталин, он же утвердил сценарий.
Работа над проектом шла во время войны. Организатор кинопроцесса И. Г. Большаков обожал вмешиваться в работу над лентой и убеждал режиссёра ускорить процесс. Если Эйзенштейн не мог снимать картину из-за болезни, Большаков считал, что снять сцены вместо него смогут и ассистенты. Такое поведение вынудило режиссёра письменно обратиться к Сталину с просьбой увеличить время работы над фильмом и угомонить неистового Большакова.
Вторая серия ленты попала под запрет и вышла на экраны гораздо позже. Третья серия снята не была: существуют только её сценарий, несколько фрагментов и набросков.
Царский венец
Фильм начинается с провозглашения Ивана Васильевича (Н.Черкасов) царём. Он говорит о том, что нужно защищаться от врагов, настроенных против Руси. Гости из других земель на церемонии венчания на царство испытывают тревогу.
Иван Грозный женится на Анастасии Захарьиной-Юрьевой (Л.Целиковская). В девушку влюбился приближенный Ивана Васильевича, но она не принимает его ухаживаний. Простолюдины врываются к царю с жалобами на произвол бояр. Царю удается их успокоить.
Свадьбу прерывает посол из Казани. Он грозит Руси войной и даёт Ивану Грозному нож. Царь должен нанести им себе смертельную рану. Вместо этого Иван IV идет войной на Казань.
Испытание
Вернувшись домой после взятия Казани, царь заболел. Он настаивает на том, чтобы его приближенные присягнули в верности Дмитрию, его сыну, ведь страна должна остаться единой. В этот переломный момент становится ясно, кто готов служить воле царя, а кто – предатель. Выживший вопреки надеждам недругов Иван Васильевич карает и милует… закрыть
Кружева, вятская игрушка, музыка Чайковского и немного фантазии – вот волшебный набор «инструментов», который позволил Ивану Петровичу Иванову-Вано создать дальше
Кружева, вятская игрушка, музыка Чайковского и немного фантазии – вот волшебный набор «инструментов», который позволил Ивану Петровичу Иванову-Вано создать десятиминутный анимационный шедевр «Времена года». Двое всадников, он и она, медленно едут навстречу разлуке, слушая щемящую «Осеннюю песню» – по тем же самым местам, где летом их кружило сумасшедшее безмерное счастье…
Прощание
Осенний пейзаж полон рубинами и жемчугами, причудливым кружевом поздних цветов – так видят окружающий мир герои картины. На несколько минут влюблённые останавливаются у озера – серого и сонного, вспоминая, каким лазурным и светлым оно было летом. Где-то неподалёку были качели, которые поднимали их прямо в небо, а ветер раздувал девичье платье, как парус. Всё было таким ярким, воздушным, солнечным, а теперь вокруг – пасмурный день, сквозь дымку которого, как мечты, пробиваются осенние краски и воспоминания.
На миг, не удержавшись, девушка обнимает любимого, прячет лицо у него на груди, не в силах сдержать слёзы. И вот он уже спускается на коне с холма, оставив её одну, и машет шапкой. «Осенняя песня» стихает, срывается снег…
На тройке
Новая глава повествования начинается композицией «Ноябрь. На тройке». Светлый день прекрасен – он и она снова вместе, мчатся на тройке по просторам, где снежные узоры напоминают белые цветы. Торжество, лёгкость, стук копыт, перезвон бубенцов – музыка Чайковского передает все эти пленительные звуки.
Девушка очаровано смотрит вокруг, а парень не сводит глаз со своей красавицы. Им не хочется расставаться, скачка продолжается день напролёт. И вот уже вечереет, всходит полная луна, свой хоровод начинают созвездия. Он и она погружаются в таинственный прекрасный мир, полный любви, тайн и гармонии.
Иванов-Вано
Зритель может догадаться, что ждёт влюблённых впереди – автор киноленты дарит возможность каждому из нас придумать финал этой истории. Иванов-Вано был великим выдумщиком, способным дарить настоящую сказку, соавтором которой может почувствовать себя каждый зритель.
Анимации или мультипликации, как говорили раньше, Иван Петрович посвятил всю жизнь. Ровесник двадцатого века, мастер родился в Москве в 1900-м году. Художником-мультипликатором стал работать в двадцать четыре года: Иванов-Вано был одним из создателей жанра анимации, о котором до него и его коллег мир ничего не знал. Благодаря этому удивительному человеку, ожили неподвижные картины, рисованные герои стали подвижными, чувственными, едва ли не осязаемыми.
Иван Петрович подарил своим современникам и потомкам такие восхитительные мультфильмы, как «Конёк-горбунок», «Сказка о мёртвой царевне», «Три мушкетёра», «Двенадцать месяцев» и множество других. В год своего 85-летия великий творец с полным правом получил звание народного артиста СССР. закрыть
Когда-то давно Владимир Даль – тот самый, который создал знаменитый толковый словарь – на свой лад изложил народную сказку «Цапля и журавль». На основе дальше
Когда-то давно Владимир Даль – тот самый, который создал знаменитый толковый словарь – на свой лад изложил народную сказку «Цапля и журавль». На основе этого пересказа Ю. Норштейн и Н. Битман создали мультипликационный фильм и сделали это с таким мастерством, что с 1975-го по 1977-й годы их проект получил главные призы восьми международных кинофестивалей в разных странах планеты.
Текст сказки читает великий актёр И. Смоктуновский, а музыку к мультфильму написал М. Меерович. В одном и том же саду поселились нескладный журавль и долгоносая цапля. Присматриваться стали друг к другу. Цапля над журавлём посмеивалась, а тот решил к ней посвататься – всё же в их род пошла. И ноги длинные, и клюв подходящий. Собрал журавль букет одуванчиков и к невесте полетел.
Цапля, раскачиваясь на качелях, на кавалера поначалу даже не взглянула. А как услышала его предложение, фыркнула так, что пушистые одуванчики по ветру разлетелись. Как же – замуж! За долговязого такого, в платье коротком, который чаще не летает, а пешком ходит? Скупо живёшь, журавль! Обиделся жених и спешно зашагал прочь.
Но стоило ему уйти, как опомнилась цапля и застыдилась. Можно ли было отказывать такой важной птице? Побежала она к журавлю, а тот в пылу гордыни велел ей идти туда, откуда пришла. Потом, правда, пожалел о сказанном, но теперь уже цапле захотелось ответить ядовитым словцом…
Так и остались среди пейзажей туманной осени, написанной чудесной кистью художника, два заносчивых и несговорчивых существа, слишком напоминающих людей. То он к ней, то она к нему, а понимания и согласия всё нет и нет. Надолго ли? закрыть