Это не Средневековье Глянула некоторые рецензии - и захотелось вывести из заблуждения людей, не читавших Базиле, но полагающих, будто поняли стиль этого автора благодаря просмотренному фильму.
Зрители, мало знакомые с культурой XVII в., искренне считают её 'средневековой', что, на мой (и не только мой, но и большинства специалистов) взгляд, в корне неверно даже относительно начала столетия. Это уже, без сомнения, НОВОЕ Время, барокко с его причудливой игривостью и пародийностью! И если бы вы потрудились найти на просторах Интернета первоисточник (а это можно сделать), вы бы после нескольких фраз осознали, что сказки Джамбаттисты Базиле вовсе не страшные и не мрачные. Да, местами там присутствует очень чёрный юмор, но это именно юмор, стёб, пародия! Бредовость сюжетов совершенно намеренна, она усилена по сравнению со средневековыми сказками, которые обыгрывает автор. Конечно, эти истории не способны ни вызвать чувство страха, ни выжать слезу - они не для того были написаны. И многие из них гораздо более скабрезные, чем можно решить по фильму, но в них меньше насилия и драматизма - это как раз наши современники добавили! Особенно характерный пример - сказка о блохе и дочери короля, в оригинале которой не пострадал серьёзно ни один персонаж, кроме насекомого.
Однако, несмотря на то, что фильм очень далёк по духу от первоисточника, мне он понравился. Превратить пародию во что-то мрачное благодаря именно СОВРЕМЕННОМУ взгляду на вещи - тоже неплохая идея. Кино намного психологичнее оригинала, персонажам сочувствуешь, есть тот самый пресловутый 'саспенс'. От жестокости меня лично не коробит, потому что она и преподнесена как жестокость, а не 'между делом'. Проблемы семейного насилия, желание вернуть молодость с помощью пластических операций - это наш, XXI век, и ответы на вопросы даются по-современному, что внимательному и образованному человеку к концу фильма уже вполне заметно.
Но Средневековье вы здесь увидите лишь в двойном преломлении - сначала в призме Нового Времени, затем Новейшего. И это нужно учитывать.
Оригинал