От режиссера "Жизни других" я ожидал много бóльшего. Нельзя сказать, что фильм совсем не тронул, но и герои какие-то простоватые (есть белые и есть черные), и операторская работа стандартно-сериальная, и сюжет, в общем, незамысловатый. Главная претензия в общем к упрощению всего и вся: если знать подлинную историю Герхарда Рихтера,
дальше
От режиссера "Жизни других" я ожидал много бóльшего. Нельзя сказать, что фильм совсем не тронул, но и герои какие-то простоватые (есть белые и есть черные), и операторская работа стандартно-сериальная, и сюжет, в общем, незамысловатый. Главная претензия в общем к упрощению всего и вся: если знать подлинную историю Герхарда Рихтера, то можно только подивиться, как можно было так не понять ни искусство художника, ни время, в котором он жил, наконец, как можно было так плоско и карикатурно воссоздать атмосферу Дюссельдорфской академии художеств. Можно возразить, что режиссер не хотел снимать биографический фильм, но если так, зачем выводить на экране явно считываемы образы таких художников (замечу, не второго плана), как Йозеф Бойс, Гюнтер Юккер, Зигмар Польке? Если современное искусство – такая пустышка, как нам его преподносят в фильме, почему же режиссеру не хватило воображения придумать художников, не столь походящих на свои прототипы? Барнерт/Рихтер преподносится как шаблонный гений-самородок, который на голову выше своих собратьев по цеху. А что за штамп, когда, нащупав авторскую манеру, художник страстно занимается любовью? Фразу "картины будут нашими детьми" вообще стоило бы запретить использовать в фильмах про искусство. А сколько упущено интересных реальных подробностей биографии Рихтера! Ну хотя бы то, что правду про зятя он узнал много лет после смерти последнего, уже в 2000-е. Или то, как вместе с Конрадом Люгом (это который в фильме свои картины-обои показывает) он организовывал выставку "капиталистических реалистов" в арендованном мебельном магазине. В отношении творчества Рихтера странно не упомянуть ни поп-арт, с которым оно прямо соотносится, ни абстрактную живопись информель, которой оно напрямую противостояло. Короче говоря, стандартненький голливудский байопик с редукцией смыслов до минимума.
|