Перед тайфуном Молодые люди в публичном учебном центре готовятся к экзаменам в специальных кабинках, постепенно засыпают и видят сны. Конечно, о любви.
Говорят, 80% общения проходит на невербальном уровне. В фильме как минимум половина общения между девушкой Синин и солдатом Цунгом проходит во сне. Сон становится местом подлинного отдыха. Там, не заботясь о работе, военной службе, можно спокойно оценить своё душевное состояние, выразить свои сокровенные надежды и мечты. А затем, проснувшись, принять самое правильное решение.
Но всё очарование мира сна как раз в том, что герои не всегда осознают, сон это или явь, не всегда правильно соотносят себя в реальном времени и себя во сне. Это умело подчёркивается минимализмом образов во сне: корабль посреди пустого моря, тихая ночь, три человека в каюте. В реальности герои готовятся к тайфуну, несут тяготы армейской жизни и терпят кораблекрушение. Но во сне суета исчезает, побуждая их раскрыться друг перед другом.
Обстановка сна будто выражает глубинный настрой героев. Если двое в душе настроены на одно и то же, будто на одну радиостанцию, их миры обязательно срезонируют, родив открытую только им вселенную общего сна. Такой сон — не уход от действительности, а то, что помогает сродниться и развить отношения в реальности.
Хочется отметить, с какой осторожностью режиссёр прикасается к истории любви, словно боясь её разрушить лишней сценой или даже репликой. Недосказанность становится признаком глубокого продумывания фильма.
Тема сна, крайне благодатная для кинематографистов как создателей всевозможных грёз, в «Однажды» приобретает такой яркий романтический оттенок, который очень хочется включить в свою повседневную жизнь.
8 из 10
Оригинал