Брат и сестра Жизнеописание австрийского поэта, впрочем как и любого иного творческого деятеля культуры, в кинематографе — это трансформация душевных переживаний в эмоционально насыщенный визуальный ряд, и всё зависит лишь насколько создателям удается выразить всё то, что по сути остается скрыто в мыслях и в душе. «Табу. Душе не место на земле» получился фильмом действительно выразительным, прекрасно поставленным по форме визуала и цепляющий содержанием за счет блистательной актёрской подачи.
Главные герои Георг и Грета любят друг друга долгие годы, но любовь эту следует стыдливо скрывать от общества, ведь они брат и сестра. Он — поэт, пребывающий то в депрессии, то в порывах вдохновения, то со стремлением одиночества, то с выплеском страсти и необходимостью в сестре, она же — пианистка, мечтающая стать ученицей знаменитого композитора и давать концерты, подобно брату она так же пытается то отдалиться и получить свободу, самостоятельность, независимость, но вскоре вновь понимает, что нету ближе и любимей человека, чем Георг.
Сюжет картины по сути укладывается в её же синопсис, особо не дополняя его какими-то интригующими деталями и поворотами и значимыми событиями, её просто нужно смотреть, так как ценность картины получилась в первую очередь визуальной — как выстроены сцены, как ярко тянется лирическая линия, сколько эмоций выдают актёры, отдаваясь всей душой своим ролям. Общая гамма настроений сменяет насыщенные эротические эпизоды в тревожные сцены душевных терзаний, вновь разводит нежными красками сильную любовь главных героев, и опять выплескивает на их долю различные испытания. Атмосферно воссозданный исторический антураж ещё сильнее погружает вглубь творящегося действия, а циклически выстроенная динамика событий не даёт скучать по мере просмотра.
Единственное за что фильм тянет поругать, это за отсутствие внимания к началу и концовке. В картину вошел отдельный период жизни, который хоть и весьма насыщен всей бурей отношений, но к глубокому сожалению обделён флешбэками, обделён предпосылками к началу такой любви, особо значимых сцен: первого поцелуя, первого признания в любви, первой ночи вместе. Прошлое оставлено далеко за кадром и к нему за время действия совершенно никогда не возвращаются, преподнося некий срез событий. И точно так же обрывают без видимой на то причины, двумя абзацами текста рассказывая, что же случилось с героями и как завершилась жизнь обоих представителей семьи Тракль. Все это можно было бы наглядно показать, сократив в крайнем случае некоторые иные эпизоды повествования, если уж были так важны полуторачасовые рамки. Но в целом подобную историю можно развернуть на два и два с половиной часа без малейшей капли скуки, вопрос лишь видения этой истории режиссёром и непосредственно таланта постановщика.
Во всем остальном же получилось прекрасное цельное полотно, которое прекрасно в своей неровности то вспыхивающих, то угасающих эмоций, весьма развёрнуто показывает крайности любви от ревности до безрассудной страсти, от порывов плоти до полёта души, от нежности до грубости и дальше, вглубь человеческой натуры. Кино эмоционально насыщенно и с головой погружает в свою проблематику нестандартной любви, отвергаемой обществом.
Ларс Айдингер и Пери Баумейстер великолепно справились со своими ролями, а Райнер Бок добавил фильму искр, преобразовав и без того сложную ситуацию ещё и в очень специфический любовный треугольник. Захватывающая и чувственная история получила очень достойное воплощение, насыщенное романтикой, эротикой и страстью, а заодно и цитатой непосредственно стихов Тракля, в частности «Заката», вышедших мрачными, трагичными и удрученными, с эстетикой печали и готики. История любви героев в целом тоже весьма трагична, но все же ноты счастья в совместные минуты способны преодолеть невзгоды и печали. Красивое и трогательное кино, снятое и сыгранное с душой.
8 из 10
Оригинал