Девчонка-сорванец Казалось бы в одну реку дважды не войдешь, и едва ли Селин Скьямма после «Водяных лилий» станет возвращаться к теме однополой любви среди девочек-подростков, но вот годы прошли и Селин выдала ещё более провокационную вещь — «Tomboy».
Картина, поднимающая тему влечения девочки к девочке за весь свой хронометраж ни разу не пытается сделать из этого действительно трагедию, не говорит, что это плохо или не правильно. Фильм во всех отношениях проповедует терпимость и понимание, и в данном случае акцентируясь даже не на отношениях между детьми, а на принятии их своими родителями. Принятие такими, какими они есть, не смотря на все их выходки и странности, из-за которых нет причин разочаровываться или меньше любить.
Главной героине Лоре — десять, у неё не проколоты уши, она не носит платья и юбки, не любит яркие девочковые цвета, да ещё и с короткой стрижкой, и у неё практически не начала расти грудь, вылитый мальчишка. А озорной характер и вовсе делает из неё такого сорванца, что даже другая девочка Лиза во время знакомства принимает её за мальчика. Лора с родителями и младшей сестрёнкой Жанной приехала в новый дом и совершенно никого не знает из местных ребятишек, заканчивается лето, впереди школа, и вот новое знакомство, новая дружба… или нечто гораздо большее?! И здесь начинается самое интересное. Лора понимает, что влюбилась в новую подругу и притворяется для неё и всех остальных детей мальчиком по имени Михаэль.
Весьма своебразная история первой любви подана крайне оригинально, с яркими и глубоко продуманными персонажами, которые не столько раскрывают сами себя, сколько напрямую и весьма серьёзно влияют на рассказанную историю, балансирующую на грани счастья и разоблачения. Три главные героини сыграли перкрасно: Зои Херан, Мэлонн Левана, Жанна Диссон — все достойны отдельной похвалы. Родители тоже получились на славу, Софи Каттани и Матье Деми очень ярким образцом для подражания демонстрируют чуткость и понимание.
У главной медали здесь есть две стороны. С одной — Зои Херан блистательно отыгрывает мальчиковый темперамент особенно данного возраста, через смесь желания выделиться и в то же время «быть, как все», через восприятия людей и окружающего мира, а заодно проявляя действительно отменную смекалку, чтобы выглядеть и мыслить, как мальчишка. Зритель, не читавший синопсиса, и не знающий в чём собственно суть данной картины, ещё с самого начала был бы наверняка уверен, что главным действующим лицом здесь является мальчишка. Особым откровением для подобных, видимо, должна стать сцена в ванной, раз и навсегда доказывающая, кто всё-таки перед нами. С другой же стороны, Зои пусть без проколов в ушах и короткой стрижкой все равно содержит в себе именно девочковое обаяние, это элементарно узнается по глазам и улыбке, по мимике лица.
Чтобы действительно выглядить, как мальчик, Лора стрижется ещё короче (аля «Американская дочь»), одевает только тусклые цвета, меняет розовую ленточку ключей на белый шнурок, а для сцен совместного купания и вовсе лепит пенис из пластилина, чтоб визуально никто ни о чём не догадался.
В противовес, строящей из себя мальчика, главной героине выступает женственная, но отнюдь не хрупкая Лиза в исполнении Жанны Диссон. Её дуэт с «Михаэлем»-Лорой получился крайне трогательный и эмоциональный, а заодно и крайне милый. В отличие от похожих картин типа «Небесные создания», «Моя собачья жизнь», «Освободи меня» или опять таки те же «Водяные лилии» здесь слегка иной уклон в тот же самый вопрос, другие углы зрения и грани восприятия.
Отношения в целом напоминают «Впусти меня», по крайней мере смотрятся так же несказанно мило и с улыбкой. Сцена с отданной жевачкой, прогулкой с первым поцелуем, обсуждения грядущей школы или бешенные «танцы» в розовой комнате — все это исключительно умиляет, отсылая в ностальгические воспоминания о ранней любви и тогдашних переживаниях. А уж сцена с косметикой так и вовсе одна из наиболее примечательных, причем больше всего хочется отметить реакцию матери, которая вместо привычно-неадекватного «смой немедленно! маленькая ещё!» очень радуется, увидев дочурку в макияже, подчеркивая её женственность и тягу к косметике.
И не смотря на то, что основной экранный дуэт не настолько часто на экране увлекается мелодрамой и отношениями, остальные герои картины служат лишь для оформления и обрамления этой романтической истории, всплывая там чаще препятствиями и проблемами, делающими жизнь насыщеннее и интересней. Вот младшая сестра прознала про секрет Лоры, вот мать едва не раскусила скрываемую от неё тайну, вот Жанну обижает какой-то хулиган и Лора-«Михаль» вынужден(а) вставать на защиту, а под конец, разумеется, тайное становится явным.
Но даже здесь, на удивление, все остается жизнерадостным и светлым. Мать объясняет старшей дочери, почему та должна признаться, и принимает её даже с лесбийскими наклонностями, вот отец, который мог бы накричать, выпороть и отказаться от дочери, весьма трепетно и лояльно успокаивает Лору, и наконец даже узнавшая всю правду Лиза все равно приходит и устраивает свидание, а по финальному взгляду и игривой улыбке становится сразу ясно — они по-прежнему гораздо больше, чем просто друзья.
Здесь нет такой «клубничности», как в картинах гения-Гамильтона, страсти и разврата, как в «Распутном детстве», откровенных лесби-сцен, как в «Свободе любви» и арт-хаусных странностей на манер «Ледяного замка» или «Тома и Лолы», но тем меньше упрёков в разврате экранного действия будет в адрес данной картины, (заодно фильм вполне можно назвать жизненным и актуальным) одной оказательной сцены в ванной здесь уже достаточно, а последующие эпизоды с раздеванием весьма напоминают известную юморную короткометражку «Без бикини».
Многое смотрится на улыбке, многое в буре эмоций. Картина трогает и хватает за душу, оставляя очень приятное послевкусие после просмотра. Кино получилось яркое, эффектное и крайне позитивное. Одновременно и жизненное, и в то же время почти сказочное, потомучто уж больно редко в подобных «жизненных» картинах встречаются приятные и жизнерадостные финалы без смертей, разлук и прочих трагедий.
Картина, конечно же, не для всех, но у неё явно будут, как ценители, так и ненавистники. Фильм о любви! Без капли меланхолии, но на сильных эмоциях и искренних чувствах, с восхитительной игрой актёров всех возрастных категорий и блистательным завораживающим сценарием, погружающим в обилие переживаний и воспоминаний.
И хотя здесь крайне многие детали похожи на сюжетные черты иных похожих картин, выходящих в самые разные периоды, «Tomboy» не теряет своей самостоятельности, целостности и даже выделяется на фоне большинства себе подобных. Один из лучших фильмов о лесби-любви в юном возрасте. Дерзкий, но светлый, провокационный, но очень правильный, такой фильм заслуживает самой высшей оценки.
10 ИЗ 10
Оригинал