Подглядывать нехорошо? Мы каждый день видим много окон, за каждым из которых скрывается небольшой мирок. Что происходит в нем? Как обитатели заоконья себя ведут? Что скрывают? Никогда не фантазировали на эту тему? А французский режиссер Франсуа Озон в своем фильме «В доме» заглянул в один из домов обычной французской семьи глазами среднего, ничем не выдающегося (и это лишь на первый взгляд так кажется) ученик по имени Клод и его учителя, несостоявшегося писателя, Жермена.
Клод — ученик с последней парты, его никто не видит, зато он может наблюдать за каждым, замечать самые мельчайшие детали. Он втирается в доверие к своему однокласснику Рафе, под предлогом дополнительных занятий по математике оказывается вхожим в дом «нормальной семьи». Это проникновение тщательно продумано, ведь Клод год представлял, как войдет в этот дом. Его желание осуществляется. Семья принимает товарища Рафы очень тепло, сам же Рафа-младший так и вовсе носит в себе отнюдь не дружеские чувства по отношению к однокласснику. Клод систематически наблюдает за семьей, пишет сочинения иронично-цинично-издевательского характера, которые показывает своему учителю, тот, в свою очередь, поощряет такую писанину, ну а кому хоть раз не хотелось побыть вуайеристом? И вот что интересно: Жермен, как мы видим в начале фильма, презирает массовую культуру и все, что к ней относится, делит учеников на неординарных и на «пиццу-гамбургер-телевизор», а сам разве далеко ушел от бесталанных школьников, раз ему любопытно подглядывать за чужой семьей?
Далее события лихо закручиваются, перемешиваются и развиваются совсем не так как ожидалось, ситуация выходит из-под контроля. Клод теперь должен найти финал для своего романа (и опять нельзя не упомянуть учителя: он буквально заставляет продолжать писать своего талантливого ученика, он жаждет узнать, что творится там, внутри дома) и его уже не остановить.
Смысла пересказывать финальные сцены не вижу, иначе вся «соль» картины растворится, лучше смотрите сами, если вам интересны психологические триллеры с неожиданной развязкой.
Добавлю лишь одно: Клод в этой драме как раз-таки и является самым нормальным (он скорее жертва, символизирующая подрастающее поколение с еще неокрепшим умом), монстром тут оказывается совсем другой человек (в связи с этим вспоминается «Заводной апельсин», где социум делает из подростков монстров, толкая их на самые разные преступления).
8 из 10
Оригинал