Один убивает время, другой — людей… Очень редко пишу рецензии, но
Соучастник — необычный фильм, этакая криминальная философская драма.
Сколько уже снято хороших фильмов про криминал (
Схватка,
Донни Браско,
Крестный отец,
Бойцовский клуб), была уже обыграна тема случайного соучастия (
Телефонная будка — достойный тому пример), но этот фильм стал чем-то новым для меня.
Как ни парадоксально, но фильм вовсе не про криминал (он служит скорее фоном), и от сюжета не стоит ждать чего-то особенного. Важно понять то, что скрыто в диалогах и мелочах попавших в объектив. Не могу сказать, что фильм держит в сильном напряжении, но он явно увлекает и заставляет проникнуться атмосферой. Диалоги с Винсетном в такси, сцена с перебегающими дорогу псами, пересечение в лифте с полицейским, результат попытки Макса позвать на помощь и др. моменты — по крупицам раскрывают персонажей, идею данной кинокартины и талант режиссера.
Этот фильм — своеобразная беседа о ценности человеческой жизни и важности времени. На протяжении всей картины акцентируется внимание на времени. Макс точно определяет длительность каждой поездки, но при этом сам не имеет четкого плана для исполнения мечты и не осознает сколько времени потратил бесцельно.
В этом фильме именно отрицательный герой вызывает отклик и симпатию, его беспощадная рассудительность стала откровением для добропорядочного Макса и, увы, констатацией жизни большинства людей:
Опомнись! Салфеточки, чистый пол, когда-нибудь своя фирма. Сколько уже отложил? Однажды… однажды мечта сбудется. Однажды ты проснёшься ночью и поймёшь: что-то не срослось, жизнь прошла, ты уже не молод. Не сумел. С самого начала не было шансов. Ты заталкиваешь мечту поглубже в память, глотаешь пилюли и остаток жизни дотягиваешь под гипнозом телемути. Заслуживают внимания диалоги об убийстве и значимости человеческой жизни.
- Чёрт! Он же мёртвый!.. Ты убил его?
- Нет, я только выстрелил, а убила его пуля.
- У смерти и у жизни нет высокой цели и низкой тоже.
- А у тебя?
- Я винтик… Мы затеряны в космосе… Сотни галактик, сотни миллионов звезд, и если есть на одной из них пятнышко, то никто этого и не заметит. Так и мы потеряны в пространстве: коп, ты, я, кто нас заметит?
Здесь людям нет дела друг до друга. Тут один — я читал — спустился в метро и умер. Шесть часов катался, пока кто-то обратил внимание. Труп наматывал круги по Лос-Анджелесу, а народ ходил, ходил и не заметил никто. Хотелось бы также отметить игру Тома Круза. На мой взгляд, Винсент — одна из лучших его ролей. Как и Лестат в «Интервью с вампиром», его Винсент не позволяет воспринимать себя как негодяя, он заставляет задуматься над своими словами.
- Шесть миллиардов людей на планете, Макс. А ты так переживаешь из-за одного толстяка.
- А кто он был?
- А тебе не плевать?
- Ты о Руанде слышал?
- Да, знаю такое место. Десятки тысяч были убиты до захода солнца. Никогда людей не убивали так быстро, со времен Хиросимы и Нагасаки. А ты хоть глазом моргнул, Макс?
- Что?
- Ты присоединился к организациям «Международная Амнистия» или «Оксфам»? «Спасем Китов» или «Гринпис»? Нет. Я пришиб одного Лос-анджелесского толстяка, а ты уже шипишь на меня. - Ты жив. Я тебя спас! Сказал мне «спасибо» ? Нет — ты опять запнулся! Хочешь послать меня нахрен?
- Пошёл нахрен! 8 из 10
Оригинал