От одиночества «К звёздам» и обратно«Я всегда считал, что люблю одиночество, но сознаюсь: оно выматывает»
Если неспешное повествование вкупе с медленными размышлениями главного героя, на которого на протяжении всего рассказа направлен «прожектор», вам не по душе, то можно смело шагать мимо фильма Джеймса Грэя «К звёздам/Ad Astra». Если же вы, напротив, любите дышать
«воздухом», которым в избытке напитано артхаус-кино, любоваться потрясающими космическими пейзажами под умиротворяющую музыку, не обращая внимания на хронометраж, слушать чужие мысли, которые в итоге приведут к логическому выводу, – этот фильм, безусловно, оставит след в вашей памяти, неоднократно заставляя переосмыслить увиденное и услышанное.
На мой взгляд, «К звёздам» – это философское кино с вкраплениями фантастики и артхауса. Рою Макбрайду в исполнении Брэда Питта придётся пройти нелёгкий путь, но не в поисках пропавшего отца, а в поисках
самого себя. В течение всего фильма на глазах у зрителей будет происходить переосмысление жизни главного героя: анализ совершённых и не совершённых поступков; поиск причин возникновения собственного эгоизма и принятие оного; трансформация мышления и восприятия собственного внутреннего мира и, как следствие, изменение отношения к внешнему миру.
«Воздух», упомянутый выше, помогает создать глубину размышлений героя, заставляя зрителя фокусироваться именно на его мыслях и душевных трансформациях.
«Улыбка – внешняя оболочка. Это спектакль, а сам я чего-то жду. Всё время жду...» – говорит Рой в начале фильма, а уже на Луне рассуждает о другом:
«Все наши надежды на космические путешествия обернулись магазинчиками с газировкой и футболками – всё то же самое, от чего мы бежим с Земли. Мы – пожиратели миров!». А на пути к Марсу замечает то, что раньше не особо его волновало – эмоции других людей:
«Ему страшно... Большинство из нас прячутся всю свою жизнь».
Катарсисом картины должна была стать встреча Макбрайдов – старшего и младшего, – но режиссёр, умело манипулируя героями и их словами, заставляет нас понять об этом позднее... гораздо позднее. Чёткое осознание этого наступает после очередных размышлений Роя:
«Он изучил невиданные далёкие миры гораздо подробнее, чем кто-либо. Они были прекрасны, величественны, вселяли трепет и изумление. Но за их абсолютной красотой не было ничего: ни любви, ни ненависти, ни света, ни тьмы. Он искал то, чего не могло быть там, но упустил то, что было совсем рядом».
Последний монолог Роя – квинтэссенция фильма. Ибо
путь от одиночества «К звёздам» и обратно – тернист, но ещё сложнее
дорога от эгоизма до человеколюбия.