Мир "Колымских рассказов" советского писателя Варлама Шаламова несколько линеен - первичными потребностями являются пища и тепло, без которых из всех человеческих чувств остаётся только злость. Рост мяса на костях прямо пропорционален увеличению палитры прочих человеческих чувств, и в какой-то момент приращения этого мяса, как мы читаем в рассказе "Сентенция", происходит что-то типа качественного скачка, находящего своё завершение в чувствах к словам. Сентенция - очень высокое, прекрасное слово по сравнению с лагерным лексиконом. Если предварительно прочитать рассказ, то эту любовь к слову как проявление какого-то высшего человеческого начала, выраженную в стихосложении на предсмертном одре, можно очень чётко уловить в этом странном, тягучем фильме. Иначе же, без хотя бы беглого знакомства с жизнью и творчеством Шаламова, фильм, боюсь, останется для зрителя закрытым, как некий незнакомый язык, в котором вы иногда узнаёте две-три знакомые буквы. Так что могу рекомендовать только тем, кто читал книги Шаламова, - возможно, для них откроется больше, чем мне удалось увидеть. P.S. Любопытно, что устаревшее значение слова "сентенция" - это судебный приговор.
|