Народный артист РСФСР, художественный руководитель Московского государственного Театра эстрады и очень самобытный актер Геннадий Хазанов в особом представлении не нуждается. О нем знают поклонники театра и кино всего мира. Однако путь Хазанова к славе был далеко не легким.
Геннадий Викторович появился на свет в Москве 1 декабря 1945 года в простой еврейской семье, его родители расстались вскоре после рождения сына. В итоге о том, кто именно его отец, Геннадий узнал, когда стал уже совсем взрослым. Как выяснилось, со своим отцом он все свое детство прожил в одном доме.
С миром театра Геннадий Хазанов знаком с юных лет. Его мама, Ирида Михайловна Хазанова, трудилась инженером и много времени проводила на репетициях самодеятельного драматического кружка, куда брала и сына. Геннадию с малолетства нравилось смешить окружающих. Он мог найти забавное в каждом и очень талантливо передразнить. Став постарше, Геннадий с удовольствием исполнял миниатюры из юмористических журналов, басни, пародировал знаменитых артистов. Он учился в двух школах – в обычной общеобразовательной и в музыкальной.
Истинным кумиром Геннадия Хазанова всегда был Аркадий Райкин. Он запоминал тексты выступлений Райкина, перенимал жесты, мимику и интонации. Когда Хазанову было 14 лет, он лично познакомился с великим артистом, пригласившим Геннадия на свое представление. Теперь Хазанов посещал все спектакли Райкина, проходившие в столице и, словно под микроскопом, изучал все работы гения.
Притом, что со школьных лет Хазанов участвовал в самодеятельном коллективе, его даже не допускали к вступительным экзаменам в театральные вузы. Александр Ширвиндт, который присутствовал на собеседовании в Щукинском училище, порекомендовал незадачливому юноше поступить на эстрадное отделение циркового училища. В ГУЦЭИ Хазанов был зачислен со второго раза. Собственно, там он и стал раскрываться как уникальный актер.
Первая же большая композиция Хазанова «Шарманщик», являвшаяся его студенческой работой, принесла Геннадию Викторовичу большой успех. После окончания обучения Хазанов стал работать конферансье в Государственном эстрадном оркестре РСФСР под управлением Л. О. Утесова, где сразу же проявилось его умение чувствовать публику и подчинять себе зал.
В 1973 году Хазанов стал артистом разговорного жанра Москнцерта, много ездил по стране, выступал с гастролями в Болгарии и ГДР. Его монолог о студенте кулинарного техникума, исполненный впервые еще в самодеятельной студии, принес Хазанову огромную популярность после исполнения на профессиональной сцене. Потом были написано еще несколько номеров, продолжающих историю о кулинаре. Успехом у публики пользовались и литературные пародии в исполнении Хазанова. В 1974 году Геннадий Хазанов получил свою первую награду – премию и звание лауреата
V Всесоюзного конкурса артистов эстрады. За этим последовали многочисленные концерты и гастроли, Хазанов стал желанным гостем на радио и телевидении. Порой ему приходилось выступать по пять-семь раз за вечер.
В какой-то момент Хазанов решил реализовать и главную свою мечту на тот момент и создать собственный спектакль. Это были «Мелочи жизни» с участием балета московского Театра эстрады. Спектакль, состоящий, в основном, из разноплановых пародий имел огромный успех. В 1981 году состоялась премьера еще одного спектакля Хазанова – «Очевидное и невероятное», о котором положительно отзывались и некоторые критики, и рядовые зрители. Правда, находились и те, кто распекал Хазанова за язвительность и дерзость, требовали изъять из постановки некоторые эпизоды, а то и вообще закрыть спектакль, что и произошло в 1984 году.
Путь в открытые концерты Хазанову был закрыт, и ему пришлось выступать в клубах и на закрытых вечерах. Все это лишь прибавило популярности артисту. Осознав, что ему уже тесно в жанре монолога в образе, Хазанов стал включать в свою программу рассказы известных писателей. В своем спектакле «Избранное» Хазанов полностью отказался от всяческой зрелищности и остался один на один со зрителями. И это, и следующие, уже более психологичне представления, знаменовавшие новый этап в творчестве артиста, были очень радушно встречены зрителями.
В 1987 году Хазанов возглавил «МОНО», а в 1988-ом был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР».
Творческий поиск Геннадия Николаевича не прекращался, и он оказывается на сцене МХАТа имени Чехова, где принял участие в спектакле Сергея Юрского «Игроки — XXI», а также создал несколько моноспектаклей.
В 1997-ом Геннадий Хазанов стал руководить Московским государственным Театром эстрады. Огромным театральным событием стали спектакли «Ужин с дураком» Л. Трушкина и «Птицы» Б. Мильграма с участием Хазанова. Не менее заметными оказались работы «Смешанные чувства» и «Все как у людей».
Все это время Геннадий Хазанов много снимался в кино.
«Маленький гигант большого секса», «Хазанову, до востребования», «Бред вдвоем», «Тихие омуты» – в этих картинах талант актера проявился особенно ярко.
Геннадий Хазанов и ныне много выступает, в том числе, и за рубежом. Он является членом жюри Высшей лиги КВН, а также ведет программу «Семейный приговор» на телеканале ТВ3.
Хазанов очень предан своей супруге, Злате Иосифовне Эльбаум. Их дочь Алиса, закочив Московское хореографическое училище и школу танца «Модерн» в США, посвятила себя Большому театру./