Британский режиссер Стивен Артур Фрирз родился 20 июня 1941 года в Лестере (Англия). Учился в частной школе-интернате Гришема в Норфолке, а в 1960 году поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета на юридическое отделение. По окончании университета работал ассистентом режиссера Линдсея Андерсона и актера Альберта Финни в лондонском Королевском придворном театре. Впоследствии работал с ними в кино - был ассистентом режиссера в поставленной Финни комедии "Чарли Бабблз" (1967) и картине Андерсона "Если…" (1968). Также сотрудничал с еще одним представителем британской неореалистической школы - Карелом Рейшем в картине "Морган" (1966). В 1967 году при поддержке Альберта Финни и его компании "Мемориал Энтерпрайсез" снял свой первый фильм - короткометражную драму "В огне", посвященную проблемам расовой сегрегации в Южной Африке.
Первой же полнометражной картиной Фрирза был комедийный детектив "Сыщик" (1971), пародировавший американские криминальные фильмы сороковых годов с участием Хамфри Богарта. Главную роль в этой картине сыграл все тот же Альберт Финни, его друг и коллега. С конца шестидесятых Фрирз работал режиссером и продюсером на британском телевидении, где снял несколько десятков фильмов, как документальных, так и и игровых, а также осуществил ряд экранизаций литературных произведений разных авторов, в том числе нескольких пьес английского актера и драматурга Алана Беннета: "Свободный день" (1972), "Я! Я боюсь Вирджинию Вульф" (1978), "Дорис и Дорин" (1978). Среди множества фильмов, снятых Фрирзом для телевидения, были достаточно интересные работы, такие, как "Чертовы детишки" (1980) об опасных приключениях двух лондонских подростков на улицах большого города и психологическая драма "Уолтер" (1982) с участием Иэна Маккелена, и тем не менее его имя довольно долгое время оставалось практически неизвестным массовому зрителю.
В 1984 году режиссер, наконец, сумел обратить на себя внимание, поставив криминальный триллер "Стукач", где в главных ролях были задействованы Теренс Стэмп, Тим Рот и Джон Херт, однако признание пришло к нему позже, с картиной "Моя прекрасная прачечная" (1985), снятой по сценарию Ганифа Курейши. История любви двух приятелей - молодого пакистанца Омара и лондонского панка Джонни, показанная сквозь призму черного юмора и переполненная расовыми и социально-политическими проблемами эпохи Маргарет Тэтчер, стала для него настоящим прорывом и принесла ему известность не только на родине, но и за рубежом. Следующий фильм, сделанный им по сценарию Курейши, "Сэмми и Рози ложатся спать" (1987), о буднях супружеской пары, англичанки и пакистанца, продолжала линию, начатую в предыдущей картине, в острой, подчас довольно злой сатирической манере изображая повседневную жизнь современных британцев.
Его успех на большом экране продолжила биографическая картина "Навостри уши" (1987) о жизни и смерти драматурга Джо Ортона по сценарию Алана Беннета, а вскоре он дебютировал в Голливуде с экранизацией романа Пьера Шодерло де Лакло "Опасные связи" (1988), высокобюджетной костюмированной драмой, запомнившейся великолепной игрой Гленн Клоуз, Мишель Пфайффер и Джона Малковича. Снятый по новелле Джима Томпсона криминальный триллер "Кидалы", продюсером которого стал Мартин Скорцезе, был одной из самых удачных работ Фрирза в Соединенных Штатах и принес ему, а также снимавшимся в картине Анжелике Хьюстон и Аннет Бенинг номинацию на премию "Оскар". Последующие американские фильмы режиссера, такие, как комедия "Герой" (1992) с Дастином Хоффманом и фильм ужасов "Мэри Райли" (1996) с участием Джулии Робертс, были значительно слабее и потерпели неудачу в прокате. Более благосклонно был принят современный вестерн-драма "Страна холмов и долин" (1998) по роману Марка Эванса, получивший приз "Серебряный медведь" на Берлинском кинофестивале.
Фрирз продолжал работать и у себя на родине, поставив два фильма по романам ирландского писателя Родди Дойла "На скорую руку" (1993) и "Фургон" (1996). В самом начале нового тысячелетия он снял фильм "Фанатик" (2000) по мотивам романа популярного британского писателя Ника Хорнби, который вновь вызвал интерес к его творчеству, и социальную драму "Лиам" (2000) о жизни бедной рабочей семьи из Ливерпуля, увиденную глазами маленького мальчика. Очередная работа режиссера, криминальный триллер о нелегальных эмигрантах в Лондоне "Грязные прелести" (2002) с участием французской актрисы Одри Тоту, вызвал восторженные отзывы критиков и может считаться одним из лучших в фильмографии Фрирза. Фильм выдвигался на соискание премии "Оскар" и Британской академии кино и телевидения за лучший сценарий, а сам Фрирз получил премию Британского независимого кино как лучший режиссер.
Вслед за политической драмой "Сделка" (2003) о восхождении к власти лидера лейбористской партии Тони Блэра Фрирз снял романтическую новеллу "Мисс Хендерсон представляет" (2005), посвященную первым годам существования знаменитого лондонского театра-кабаре "Уиндмилл". Несмотря на неоднозначное отношение к нему критики (многие посчитали его грубоватым и слишком прямолинейным, а сценарий откровенно слабым), благодаря блестящему актерскому дуэту Джуди Денч и Боба Хоскинса фильм имел определенный успех. Вскоре Фрирз вновь обратился к новейшей истории Великобритании в картине "Королева" (2006), рассказывающей о первых днях после трагической смерти принцессы Дианы, реакции на ее смерть королевской семьи и взаимоотношениях представителей династии Виндзоров с премьер-министром. На этот раз режиссера ожидал настоящий успех - картина была выдвинута на премию "Оскар" сразу в нескольких номинациях, а исполнительница главной роли царствующей английской королевы Елизаветы II Хелен Миррен была признана лучшей актрисой.
© Ozon.ru