Ей было семнадцать, когда на сцене Харьковского украинского драматического театра, в спектакле «Казнь», прозвучал ее романс «Звезды на небе». Тогда не было ни микрофонов, ни колонок, пели без фонограмм и даже представить себе не могли, что музыка и исполнение могут быть неживыми – ведь шел 1923 год. Пройдет пять лет, и голос молодой певицы услышат со сцены Мариинского театра – свои объятия для восходящей звезды распахнет Ленинград, и кто-то долго будет хранить афишу с именем этой обворожительной
дальше
Ей было семнадцать, когда на сцене Харьковского украинского драматического театра, в спектакле «Казнь», прозвучал ее романс «Звезды на небе». Тогда не было ни микрофонов, ни колонок, пели без фонограмм и даже представить себе не могли, что музыка и исполнение могут быть неживыми – ведь шел 1923 год. Пройдет пять лет, и голос молодой певицы услышат со сцены Мариинского театра – свои объятия для восходящей звезды распахнет Ленинград, и кто-то долго будет хранить афишу с именем этой обворожительной девушки – Клавдии Шульженко.
В 1930-м году Клавдия Ивановна вышла замуж за Владимира Коралли: им обоим выпал счастливый билет не только в любви, но и в творчестве. Спустя десятилетие супруги организовали джазовый ансамбль, которому суждено было стать фронтовым: спустя год после его создания началась Великая Отечественная война. Клавдия Шульженко, с ее глубоким лирическим дарованием, нежностью, чистотой бросилась, как головой в омут, в самое пекло. Эта женщина в сопровождении своего ансамбля, словно видение, появлялись на передовой, чтобы петь для солдат Ленинградского фронта. Считала ли Клавдия Ивановна, сколько раз она рисковала жизнью, возвращая бойцам надежду, воскрешая в их сердце лучшие чувства, которые упорно выжигала война? Возможно, что нет, но все равно летопись борьбы за освобождение Ленинграда сохранила потрясающую цифру – более пятисот концертов! Неудивительно, что песня Шульженко «Синий платочек», которая в известном всем варианте впервые прозвучала именно на рубеже огня, для многих стала святыней…
Блокада была разорвана, но еще полыхали разрывы, наши войска рвались к Берлину, и ансамбль Шульженко продолжал военные гастроли. Клавдия Ивановна получила медаль «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года – орден Красной Звезды. Спустя несколько месяцев Шульженко стала заслуженной артисткой РСФСР, но что значил этот официальный статус по сравнению с всенародной любовью к ней, с чьими песнями шли в огонь и воскресали в прифронтовых госпиталях? «Давай закурим, товарищ, по одной», «Руки», «Друзья-однополчане» - эти песни Клавдии Ивановны стали вехами в судьбе ее современников, их помнят и поют и сейчас, хотя любое исполнение нынешних певцов – это лишь подобие, слабое эхо легенды…
После войны великой певице выпало четыре десятилетия творчества, музыки и новых песен. Время неумолимо сжимало круг – уходили друзья и близкие, слабела память, и Клавдия Ивановна пересматривала свой репертуар, исключая те песни, в которых забывала слова. В восьмидесятых годах можно было пользоваться фонограммами, но Шульженко категорически отрицала подобное: она не умела притворяться и лгать своим слушателям – ни лицом, ни душой. В 1983 году, спустя пятьдесят лет после дебюта в Ленинграде, Клавдия Ивановна дала согласие на съемки фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко»: 18 декабря этот концерт на первом канале Центрального телевидения, затаив дыхание, слушала вся страна. Никто не знал, что это приглашение великой певицы – прощальное.
Клавдия Ивановна Шульженко ушла из жизни 17 июня 1984 года, оставив нам аромат русского романса, изысканные довоенные напевы и опаленный войной «Синий платочек», наследие внуков и правнуков великой Победы./