Две основных вещи: это пожалуй ЛУЧШИЙ фильм о контакте с инопланетянами, но при этом он, по традиции, очень далек от книжного оригинала. Плюс для меня перевесил минус, и тем не менее, фильм мог бы быть не на 8, а на все 10, если бы авторы сохранили и передали самую главную интригу и эмоцию самого рассказа (к этому я вернусь в конце). Но надо отдать им должное – они экранизировали хороший рассказ, вложили в это не только деньги, но и душу: редко в фантастике можно увидеть такую потрясающую игру актеров, прочувствованную вплоть до дрожи рук, редко бывает такая атмосфера, глубина, проработка каждой детали. Фильм очень правдоподобен и психологичен, и если в нем и есть какие-то дыры, то я их не увидел, хотя находить дыры и громить за них – одно из моих любимых хобби. Потрясающе красиво снято, сыграно.
А теперь возвращаюсь к рассказу. Если вы его не читали, то очень рекомендую – Тед Чан "История твоей жизни", он будет вполне интересен и после фильма, т.к. общего с ним имеет немного. Или если не хотите читать, то я раскрою сам и объясню, с чем киношники не справились.
Алёрт, дальше спойлер, я предупредил.
В рассказе нет угрозы войны, нет моментов экшена, нет паники человечества. В нем гораздо больше лингвистики, и меньше военных. Весь рассказ построен чередующимися сценами: вот героиня налаживает общение с гептаподами, а вот она вспоминает моменты жизни своей дочери, которая уже умерла. И в этом заключена, понимаете, скорбь... настоящая. Утрата, с которой живет женщина, и углубляется в работу, чтобы об этом не думать. Работая с инопланетянами, она учится даже не то, чтобы видеть будущее, а она видит всю линию времени разом, становится не особо важно, на каком отрезке ты сейчас, для нее все существует одновременно. И только на самых последних строках рассказа говорится, что вот эти все воспоминания, вся эта боль, все прожитые моменты биографии – были не в прошлом, а этой дочери еще только предстоит родиться! И это шокирует, это откровение, которое ударяет как молния. Киношники НЕ СМОГЛИ передать этот эффект, они заменили скорбь на смутные предчувствия триллерного характера, поэтому ты видишь, как зарождаются ее способности и приходят видения, и сразу понятно, что это будущее. Они не передали сам эффект, ради которого и был написан рассказ, не сохранили интригу до самой концовки. Но я признаю, что даже без этого получился хороший фильм. Просто он другой.
В русской локализации присутствует ошибка: субтитрами алиен говорит про напарника, что Эббот умирает… Какой Эббот? Так вот, в оригинале у них одни имена, а в нашей версии – совсем другие, но в моменте с субтитрами об этом забыли.