Происхождение великой русской балерины Анны Павловой до сих пор остается загадкой. Её мать, Любовь Фёдоровна Павлова, была замужем за отставным солдатом Матвеем Павловым, но у биографов есть основания полагать, что биологическим отцом девочки был банкир Лазарь Поляков. Было ли так на самом деле или крупный общественный деятель и богач пожелал прибавить ко всем своим громким титулам еще и столь почетное отцовство, досконально неизвестно. Сама же Анна предпочитала называться Анной Павловной - по фамилии - и вспоминала, что в её раннем детстве не знала отцовского внимания: они жили с мамой вдвоем в ужасающей бедности.
Прачка Павлова не представляла для своей дочери более выгодного положения, чем карьера модистки. Но вышло иначе. Желая порадовать свою дорогую девочку, Любовь Фёдоровна однажды приобрела билеты на "Спящую красавицу" в Мариинском театре. Анну так очаровала красота балета, что с этого вечера она не мечтала больше ни о чем, кроме возможности танцевать так же, как прима-балерина.
Девятилетней Павловой повезло: её приняли в Вагановское училище (с его строгой дисциплиной и превосходной балетной подготовкой), а после - в труппу Мариинского театра. Маленькая, хрупкая, болезненная девочка обладала неслыханной силой воли: она рвалась к совершенству, выходила на сцену, даже будучи нездоровой, и шла к вершинам искусства шаг за шагом, преодолевая себя. В 1906 году Павлова стала ведущей танцовщицей труппы.
Судьба преподнесла ей подарок: творческий союз с великим танцовщиком и хореографом
Михаилом Фокиным. Именно он поставил для Анны хореографическую миниатюру «Лебедь» ("Умирающего лебедя), который не только прославил Павлову на весь мир, но и стал символом русского балета в двадцатом веке.
В 1910 году Анна Павлова создает собственную труппу и переходит на положение гастролирующей балерины. За год до этого она принимает блистательное участие в парижских "Русских сезонах", организованных театральным деятелем Сергеем Дягилевым. С той поры Анна принадлежала уже не только своей родине - ее искусство стало мировым достоянием.
Первая мировая война и революция в России навсегда оторвали Павлову от родины, но до конца своих дней она тянулась к ней своим многострадальным сердцем. Со своей труппой Анна Павловна побывала на всех континентах, её хореографические миниатюры были засняты первыми кинооператорами, но, просматривая снятые кадры, великая балерина, как правило, была недовольна собой.
Между тем глубокая эмоциональность танца Павловой, преодоление земного притяжения, пластичность, выразительность, сочетание хрупкости и силы, нежности и страсти околдовывали, восхищали, сводили с ума. Уже при жизни Анна Павлова стала легендой. Она ушла в зените своей славы, не переставая жить и бредить танцем до самого последнего вздоха: балерина скончалась на пятидесятом году жизни от плеврита в Гааге.
Спутником жизни Павловой и её бессменным импресарио (сегодня сказали бы - продюсером) был
Виктор Дандре. Благодаря ему, известно завещание Анны быть похороненной в России, но последняя просьба Павловой, прославившей свою отчизну как никто другой, до сих пор не выполнена. Урна с прахом русской балерины находится в Golders Green Crematorium, в Лондоне, где когда-то был и ее дом, и маленькое лебединое озеро в парке, и огромный цветник с тюльпанами, которые она так любила.
Образ Анны Павловой, её короткая и ослепительно-прекрасная жизнь нашли отражение в фильме Эмиля Лотяну
"Анна Павлова"./