дополнительная информация
Показать
Скрыть
Советский кинорежиссер, сценарист. Михаил (Моисей) Наумович Калик родился 29 января 1927 в
Архангельске. Учился на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская
Г.Александрова), вместе с несколькими другими студентами в 1951 был
арестован по делу Молодежной антисоветской террористической
организации и приговорен к 20 годам исправительно-трудовых лагерей.
Прошел несколько тюрем и лагерей, в т.ч. Лефортово и Озерлаг.
Освобожден и реабилитирован в 1954, восстановлен на третьем курсе
института, окончил
дальше
Советский кинорежиссер, сценарист. Михаил (Моисей) Наумович Калик родился 29 января 1927 в
Архангельске. Учился на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская
Г.Александрова), вместе с несколькими другими студентами в 1951 был
арестован по делу Молодежной антисоветской террористической
организации и приговорен к 20 годам исправительно-трудовых лагерей.
Прошел несколько тюрем и лагерей, в т.ч. Лефортово и Озерлаг.
Освобожден и реабилитирован в 1954, восстановлен на третьем курсе
института, окончил его в 1958 (мастерская С.Юткевича). В качестве
дипломной работы был засчитан сделанный во время учебы фильм Юность
наших отцов (1958) по роману А.Фадеева Разгром, принесший режиссеру широкую известность.
После института работал на киностудии «Молдова-филм», где первое время
помогал завершить находившийся в производстве фильм Атаман Кодр (1958)
о борьбе молдавских повстанцев против помещичьего гнета. Сделанные
затем самостоятельно картины Колыбельная (1960; Диплом почета
Международного кинофестиваля в Локарно, 1960) и особенно Человек идет
за солнцем (1961) свидетельствовали о приходе в советский кинематограф
незаурядного таланта. История мальчика, по детской наивности решившего
догнать солнце и видящего в пути самых разных людей, – это поэтическая
притча о человеке, которому предстоит пройти все стадии жизни,
миновать периоды счастья и потерь. О довоенных годах, времени
невозвратимого и неправдоподобного счастья, рассказывает фильм До свидания, мальчики!
(1964) по повести Б.Балтера. В фильме сыграли свои первые роли
М.Кононов и Е.Стеблов и дебютировал более известный в качестве
кинорежиссера Н.Досталь.
Любить (1968–1990) – лента со сложной кинодраматургией и композицией,
где документальные кадры, беседы и интервью чередуются в особом ритме
с игровыми новеллами. Очень важны для стилистики фильма эпиграфы из
Библии, вынесенные в титры. Вопрос «Что значит – любить?» вырастает в
один из самых важных вопросов бытия. На него пытаются ответить и
безымянные прохожие, у которых берут интервью создатели фильма, и
священник А.Мень, чьи размышления перед кинокамерой складываются в
своеобразный философский монолог. Роли в четырех игровых новеллах по
произведениям современных писателей великолепно сыграли актеры
Л.Круглый, А.Фрейндлих, С.Гурзо-младший, С.Светличная. Претензии,
предъявленные фильму, вторжение в художественную ткань, удаление
эпизодов и перемонтаж вызвали протест режиссера, пытавшегося отстоять
свои права через ВААП. Фильм был снят с экрана. Вовсе не увидел экрана
телевизионный фильм Цена (1969) по пьесе А.Миллера (первый показ по
Центральному телевидению – 1989).
Попытка властей открыть против режиссера уголовное дело в связи с
платными выступлениями по клубам и показами его фильмов (обычная
практика в то время), явное давление, изъятие картин на основании
того, что фильмы принадлежат киностудиям и государству, побудили
режиссера подать документы на выезд в Израиль. Все копии фильма
Любить, смонтированные по авторскому плану, так или иначе пропали,
фильм был частично восстановлен и доработан режиссером лишь в 1990 за
границей (новый вариант отличается от первоначального).
Калик эмигрировал в ноябре 1971. Дата 14 ноября, как напоминание о
прощании с родиной и дорогими людьми, присутствует в последнем фильме
режиссера И возвращается ветер... (1991; Приз жюри «За мужество
таланта» на кинофестивале «Кинотавр», Сочи, 1992). Работа эта,
полемически автобиографичная, рассказывает о жизни режиссера, начиная
от времен детства, когда мир кажется таким огромным, захватывая годы
эвакуации (он видит в Алма-Ате С. Эйзенштейна, снимающего картину
«Иван Грозный»), картины лагерной жизни, начальственные проработки и
не только со стороны кинематографических деятелей, но и партийных и
государственных работников Молдавии, решительно осудивших фильм
«Человек идет за солнцем». И вплоть до проводов, мучительных посиделок перед отъездом.
Монтаж фильма не связан с ритмом или единством художественного
решения, режиссер пытается доказать свою правоту, для чего вводит и
кадры из предыдущих своих картин. Фильм этот, в первую очередь,
человеческий документ, органичным его не назовешь, впрочем, как и
жизнь, выпавшую на долю М. Калика, режиссера, чье творчество мощно
повлияло на стилистику кинематографа 60-х годов. (Евгений Перемышлев).