Гигантская бабочка Мотра Очередной кайдзю-сольник прерывает череду ежегодного выхода фильмов о монстрах Тохо. «Годзилла» вышел в 1954, «Годзилла снова нападает» — в 1955, «Радон» был в 1956, «Мистериане» в 1957, «Варан» в 1958 и «Рождение Японии» в 1959. К сожалению, в 1960 не вышло ничего, но зато следом за «Мотрой» выйдет сразу две картины — «Горас» и «Кинг Конг против Годзиллы».
Нащупав почву юмора и иронии в «Варана», Хонда словно специально позвал в «Мотру» на главную роль популярного комика тех годов — Фрэнки Сакаи на роль пронырливого неунывающего журналиста. Это во многом предопределило тон фильма — он превратился во что-то совсем уж лёгкое, семейное, но с серьёзными нотками и какой-никакой моралью. Однако комедийные выходки главного героя, конечно, сбивают напрочь всю серьёзность повествования.
Не смотря на упоминания испытаний водородных бомб на Острове Инфант, картина никак не поднимает эту тему в дальнейшем. Мотра, может, и является результатом военных испытаний, но вовсе не олицетворяет природный гнев на человечество, не выглядит карой за совершённые поступки, а просто пытается вернуть своих друзей.
В центре сюжета здесь — феечки-лилипутки, найденные экспедицией на этом, казалось бы, необитаемом острове. Он-то, кстати, оказался заселён вполне себе процветающими племенами дикарей, не смотря на обилие радиации. Мол, местные фрукты дают особый сок, спасающий местных от губительного воздействия — так были спасены и выброшенные на берег моряки, что, собственно, к экспедиции и привело.
У картины есть ярко выраженный главный злодей — дико карикатурный спонсор экспедиции и её глава — жадный до всяких редких диковин мистер Нельсон. Вроде как американец, но название страны с целью политкорректности изменено, а Нью-Йорк, на который под финал обрушивает свой гнев Мотра, стал Нью-Кьёрком. Что ж, зато это фильм, где монстр одновременно атакует и обитель Годзиллы — Токио, и городок, по которому прошёлся Кинг Конг, да и не только он.
Похитив фей, чтобы те пели и танцевали в театрах на радость публики, Нельсон навлекает на себя древнее чудовище — на острове из яйца вылупляется личинка Мотры. Причём появление монстра на экране нам приходится ждать аж 45 минут! Что не сопоставимо с ранними появлениями остальных гигантских монстров Тохо (ну, за исключением Орочи в «Трёх сокровищах»).
Подобно Варану — Мотра — это как бы некое божество. Исследователи находят характерный символ, становящийся эмблемой Мотры на всём протяжении её существования в кино, отыскивают древние надписи, и даже умудряются поговорить с самими феечками, которые обычно общаются телепатией и бессловесными звуковыми сигналами.
Личинка Мотры в себе сочетает и черты жуткого насекомого, и даже некое очарование. Создание не выглядит таким уж страшным, как Меганулы из «Радона», зато куда крупнее в размерах и весьма неплохо сеет хаос, как на воде — по которой добирается к берегам Токио, так и, собственно, на суше, разрушая малые и большие здания, под конец вообще снося Токийскую башню.
Нельсон ни в какую не желает отдавать свою находку — диковинных близняшек, старается улизнуть из страны, делает подложный паспорт, препятствует всем попыткам главных героев освободить пленниц. Под конец и вовсе убивает людей и сам оказывается застрелен насмерть. А по изначальному плану финал у фильма планировался гораздо более насыщенным, с кучей дополнительного экшена.
Превращение личинки в бабочку происходит ближе в концу. Мотра окукливается, умудряясь при этом ещё и вертолёт взорвать (фанаты Кормена ликуют и аплодируют стоя!). Конечно же, вся военная мощь и уйма солдат никак не действуют на огромное насекомое, вторгшееся на японское побережье.
Хонда отлично чередует кадры с моделями военной техники и реально сидящих в танках людей, чтобы на этот раз это не столь контрастировало, как в «Варане», хотя, конечно, лучше было бы макеты танков показывать без людей, как раньше — смотрелось бы правдоподобнее. Но вот порой у фильма возникают косяки с монтажом, когда существо проползает по нескольку раз по одному и тому же месту, оказываясь порой словно дальше, чем уже продвинулось на своём пути.
Однако спецэффекты разрушений здесь всё же невероятно хороши! Как и в «Радоне», тут не просто выстроены общие наглядные модели городка, здесь продумано всё до мельчайших деталей — тряпочки, черепица, манекены внутри витрин, обилие транспорта, не просто летающего макетами от взмаха крыльев гигантской бабочки, но и разрушающихся на маленькие детали.
Разрушения города показаны отлично, но внимания им отведено на этот раз гораздо меньше, чем в предыдущих кайдзю-фильмах. Мотра в своём финальном виде устремляется на поиски Нельсона, а ее, казалось бы, тоненькие крылышки не пробивают никакие снаряды.
Гигантский Мотылёк — отнюдь не самый страшный монстр, которого можно представить. К тому же, стоит признать, всё же Мотра — создание довольно милое. Наверное поэтому, это первый кайдзю-фильм, где в конце чудовище не убивают. Мотра улетает восвояси, получив обратно своих миниатюрных подруг. Эта сцена следом будет повторяться и в фильмах с участием Годзиллы.
Не смотря на то, что музыку к фильму написал не Ифукубе (он ещё займётся музыкальными темами Мотры в будущем), у Юджи Косэки получились довольно приятные и хорошие композиции, ну а фирменную Песню Мотры все любители жанра прекрасно знают до сих пор. Кстати актрисы, сыгравшие близняшек-фей ещё повторять эти роли несколько раз в дальнейших фильмах.
«Мотра» — большой развлекательный блокбастер о гигантском монстре, семейный фильм с обилием юмора, с простой моралью о том, что чужое брать не хорошо, с наказанными злодеями и весёлыми героями. Ещё не настолько уж дико-детский кайдзю, кои будут в расцвете 60х и 70х годов, но продолжающий эту протоптанную дорожку, пока ещё не потерявшее маску серьёзности хорошее кино.
7 из 10
Оригинал