МехаГодзилла и Титанозавр против Годзиллы — Короля Монстров Пятнадцатый фильм о Годзилле. Заключительный в Шова-эре, последний для великого режиссёра Иширо Хонды, вновь, в последний раз, вернувшегося к атомному ящеру. Последний фильм о Годзилле для великого актёра Акихико Хираты. Последний раз тандем Танака-Хонда-Ифукубе собираются вместе, чтобы выдать нечто великое и грандиозное!
Картина является прямым продолжением фильма «Годзилла против Мехагодзиллы», вышедшего годом ранее, причём даже повторяет все его события в начальных титрах, однако даже тут актёры, игравшие в прошлой картине оказываются, как это постоянно бывает, уже совершенно не других ролях.
Постаревший Хирата, игравший Серидзаву в первом «Годзилле», участвовавший в огромном количестве кайдзю-фильмов, здесь вновь изображает учёного, причём эта блистательно сыгранная злодейская партия оказывается вновь одним из ярчайших персонажей фильмов о Годзилле за всё время. Его дочь-киборга дебютом в большом кино тоже безупречно отыграла Томоко Аи («Ультрамен Рео»). Два этих персонажа здесь поданы столь крепко и эмоционально, что сам фильм западает в душу не только благодаря сражению монстров, и за счёт его ярких героев.
Главную роль биолога-исследователя исполнил Кацухико Сасаки — изобретатель из «Годзиллы против Мегалона». Любопытно, что лидера пришельцев, главного антагониста, опять сыграл Горо Мицуми, словно мы могли его забыть. Впрочем, в те годы вполне можно было всё свалить на брата-близнеца, ну и не будем забывать, что японские лица инопланетян — всего лишь маски, прикрывающие истинное обличье.
Сюжет продолжает частично линию Интерпола из прошлой картины. Обломки Механического Годзиллы исчезли с морского дна, на субмарину нападает динозавр-амфибия, а где-то в горах на секретной базе затевается что-то нехорошее. Озлобленный на весь мир палеонтолог помогает вернувшимся инопланетянам устроить настоящий террор.
Морское создание оказывается Титанозавром — изумительно выполненным кайдзю-монстром с плавниками, который вопреки своей мирной природе сеет хаос и разрушение. Изначально планировались в сюжете два динозавра «Титана», которые под финал объединяться в такого Титанозавра, но в сценарии не нашлось удачного места и логики для подобного симбиоза, а в бюджете — средств на два хороших костюма. Зато тот монстр, который в итоге впервые (пока единственный раз) появился здесь — просто выше всяких похвал!
Он ничем не стреляет, не обладает атомным дыханием, лучами, шипами и прочим эффектным арсеналом, но при этом создан настолько достоверно и впечатляюще в плане своей внешности, текстуры костюма, вида плавников да и вообще своего облика, что является чуть ли не самым главным плюсом данной картины.
МехаГодзилла слегка преобразился, но мало в чём поменялся. Он зато выглядит более металлическим, чем в прошлой картине. То ли сам маэстро Хонда постарался так его снимать и преподносить в кадре, то ли создатели спецэффектов придали внешности должный оттенок металла и следили за адекватностью движений и перемещений гигантского робота на экране.
Годзиллу же показывают здесь очень мало. По сути всего дважды, не считая титры. В первый раз, когда монстр приходит сражаться с Титанозавром, а тот тут же отступает в воду, и второй раз — уже под конец, на воскресную схватку… трёх(!) якодзун. Двух динозавров-мутантов и одного механического репликанта, вооружённого до зубов.
Кстати, хоть в начальных титрах нам и напоминают обилие жестокости и кровавости прошлой картины, демонстрируя все самые лучшие моменты, в самой схватке чудовищ никаких подобных повреждений уже не наблюдается, хотя не сказать, что фильм стал менее жестоким, пожалуй, даже наоборот!
Просто теперь вся драма и трагедия обращена к людским персонажам. Расстрелы, смерти, убийства, главный злодей ещё хлещет своих подручных кнутом и отдаёт на казнь за неудачи, а уж насколько печальным и эмоциональным здесь вышел финал для любовной линии — это и вовсе отдельный разговор. Герои прописаны изумительно, под стать самому первому фильму о Годзилле.
Хонда заодно вносит в картину то, чего давным-давно не хватало кайдзю-фильмам того времени: сцены с военными, сцены эвакуации, блистательные и впечатляющие мэшапы с убегающими в панике людьми на фоне монстров, разносящих город! Масштаб и ощущение катастрофы! Хонда вновь сумел обратить утонувший в семейности и детскости жанр в настоящий фильм ужасов!
Картина ещё более суровая, чем «Годзилла против Мехагодзиллы». Сценаристка Юкико Такаяма выиграла в Тохо конкурс на историю для фильма о Годзилле, и хотя изначальный сценарий претерпел ряд изменений из-за бюджета, акцент на ярких героях, которых заодно воплотили на экране прекрасные актёры, сохранился, а уж с экшеном здесь также постарались на славу.
Даже не смотря на то, что финальная битва довольно быстро из центра Токио смещается в пригород, где требовалось куда меньше декораций, зрелище получилось, что надо. Хонда отлично снимает чудовищ, выбирая удачные ракурсы, подаёт в кадре обилие военной техники, не забывая и про авиацию, ну и городские разрушения на этот раз, не в пример халтуре прошлой части, выглядят впечатляюще и натуралистично!
Даже немного поправили костюм Годзиллы — сделав его более сердитым и свирепым, хотя это лишь незначительные изменения морды, выглядит он тут, вероятно, в одном из лучших своих обликов за всю Шова-эру. Бывало и покруче, но всё-таки не сравнить с совсем уж глупыми костюмами Короля Монстров.
Пришельцы в сюжет вписаны весьма органично, в отличие от двух предыдущих картин и «Монстра Зеро». Так что эту историю уже не поругаешь придирками к разного рода бреду. Здесь вполне приличный фантастический боевик, граничащий с хоррором в своих лучших сценах. Всё под серьёзной обёрткой, да ещё с накалом драмы и страстей!
К огромному сожалению из-за предыдущих фильмов данный без пяти минут шедевр был воспринят весьма неудачно. Одни возмущались серьёзному тону и жестокости, привыкнув к последним фильмам, другие наоборот словно игнорировали проект, устав от идиотской семейности прошлых лент и образа Годзиллы, как «защитника планеты».
В результате Тохо, имевшие громадьё планов-продолжений не просто закрыли Годзилла-франчайз, но и вообще прекратили снимать кайдзю-фильмы вплоть до юбилея атомного ящера в 1984 году. Однако, нельзя не признать, что благодаря двум последним фильмам Шова-эра таки закончилась на грандиозной ноте, почти также, как и началась в пятидесятых «Годзиллой» и «Радоном».
Наконец-таки вернули замечательную музыку Акиры Ифукубе — и даже титры-пролог со сценами прошлой картины заиграли под шедевральные треки новыми красками, преобразившись до великолепных сцен с участием Годзиллы. Вот буквально всё здесь стало, как надо!
Под финал Шова-эры Годзилла классически уходит в закат, в море. Но он обязательно вернётся. Всегда возвращается. Снова и снова, из эпохи в эпоху. Иширо Хонда снял потрясающий фильм — зрелищный, чувственный, суровый и напоминающий человечеству о том, что с окружающим миром творит современная индустрия.
Получился один из лучших кайдзю-фильмов в цикле и весьма достойное завершение карьеры многих причастных к его созданию кинематографистов. Прощай, Шова-эра. Прощай, Иширо Хонда. Прощай, Акихико Хиирата. Прощай, и Годзилла 50-70-ых годов. «Sayonara till we meet again»(с)
8 из 10
Оригинал