Годзилла и Разрушитель Режиссёр и сценарист более ранних хейсей-фильмов: «Годзилла против Биолланте» и «Годзилла против Кинга Гидоры», а так же автор сценария лучшего фильма о Годзилле — «Годзилла против Мотры: Битва за Землю» (который «Возвращение динозавра»), Кадзуки Омори вернулся для написания завершительного сюжета этой самой выдающейся эры в кино про атомного монстра.
Сюжетно картина обращается к своим корням — к самому первому фильму, снятому Иширо Хондой в 1954 году. В хронике ретро-кадров мы увидим старых знакомых, включая доктора Серидзаву, а его постаревшую ассистентку снова позвали сыграть Момоко Кочи.
Фильм вновь поднимает тему Кислорода-Разрушителя, на этот раз превращая его не в оружие, а в многогранного монстра, имеющего множество форм и способного, как разделяться на кучу маленьких, так и собираться в одного большого. Один из главных героев — учёный, исследователь свойств микро-кислорода, увеличивающего живые особи в размерах, интересуется докембрийской эпохой, обнаруживая в почве тех времён микроорганизмы, которым для жизнедеятельности кислород не требовался вовсе.
Далее всё двигается по закону фильма ужасов. Окавара и без того в своих картинах всегда поддерживал истинные корни жанра «дайкайдзю», когда фильмы о гигантских монстрах были ответвлением хоррора, а не просто развлекательным боевиком про махач пары резиновых кукол с азиатской беспомощной армией, но «Разрушителя» и вовсе снял в духе каких-нибудь «Чужих».
Особи выглядят специфически и по-хорошему жутко. Настоящие страшные монстры, к тому же меняющие постепенно облик и размер по ходу своего развития. Ползающие, как крабы или пауки, вооружённые клешнями, какими-то щупальцами, во взрослом виде даже крыльями и ухватом на хвосте, извергающие и опасный пар, и энергетические молнии, и яркие лучи, с выпрыгивающей для укуса внутренней челюстью, а заодно способные выкачивать себе чужие силы, эти чудовища стали одним из самых сильных, впечатляющих и величественных противников Годзиллы!
Сам же король монстров претерпел здесь существенный ре-дизайн своего облика. По сюжету Годзилла больше не просто метафора атомного взрыва, а настоящая ходячая ядерная бомба, реактор замедленного действия с постоянным повышением температуры сердца, готовый расплавиться и взорваться, уничтожив всё живое на нашей планете. Пожалуй, ещё никогда атомный ящер не представлял настолько сильной угрозы.
Костюм обновился рыжими прожилками, луч сменил свой цвет на огненный, глаза теперь свирепо горят, а сердце-реактор не позволяет даже заморозить его заживо, попросту выдерживая любые перепады температур, всегда возвращая монстра к жизни. Смотрятся все нововведения просто великолепно! К тому же Годзилле вернули слюноотделение, отчего он стал более естественно смотреться в кадре.
Подрос и Годзилла-Младший. Был он сперва Baby Godzilla, затем Little Godzilla, теперь же уже Godzilla Junior, внешне крайне напоминающий взрослую особь, разве что морда стала более вытянутой. Тем не менее, это уже вовсе не милое создание, хотя хаос и разрушение он на островах Японии не устраивает, в отличие от взрослого сородича.
Младший всё-таки изрядно меньше короля монстров по размеру, что особенно чувствуется в редких общих сценах. А новый, более грозный, облик ничуть не мешает сценаристу провернуть здесь куда более душещипательные, трогательные и драматичные сюжетные ходы, заставив зрителя не просто переживать, а даже плакать в нескольких сценах.
Фильмы о Годзилле нечасто могут быть настолько трогательными, печальными и цепляющими именно эмоционально. Обычно восхищаешься качеством монстров, увлекательным повествованием, атмосферой фильма-катастрофы о жутких исполинских созданиях вместо какого-нибудь торнадо, но есть особо знаковые для жанра картины, и это как раз одна из них.
Такао Окавара кое-где даже переносит фирменный почерк режиссуры Иширо Хонды из его культовых кайдзю-картин, делая различные оммажи, а не просто устраивая ретроспективу флэшбэков и портретов в рамочках. Но и свой фирменный стиль лучших картин Хейсей-эры он, конечно же, ничуть не потерял. «Годзилла» 90х (и фильмы 1984 с 1989, конечно же) — это вообще один большущий праздник кинематографического удовольствия из 7 фильмов, а «Годзилла против Разрушителя» и вовсе, пожалуй, второй лучший в этом безупречном цикле, сразу после великой картины 1992 года.
Картине удивительным образом удаётся держать сюжетный и персонажный баланс. Она вновь, как прошлое кино — «Годзилла и пришелец из космоса» искренне старается фокусироваться на людях, прописывая своих персонажей наиболее грамотно и интересно, на этот раз это даже удаётся в толковых руках мастеров своего жанра, но и монстры здесь поданы как бы «глубже», чем обычно, они более раскрыты, получают вдоволь экранного времени и не просто рушат миниатюрные декорации на съёмочной площадке.
Хотя экшена, безусловно, хватает и он бесподобен! Обновили Супер-Икс до третьей модификации — конечно, это даже не Гаруда, но уже смотрится как-то посерьёзнее предшествующих моделей. Сделали ре-дизайн мазерам (морозным лазерам), выглядящих теперь куда более правдоподобно и менее игрушечно, мэшапов с реальными домами и городами прибавилось, а эпизоды полёта и вовсе исполнены столь правдоподобно и с тенями, что эффект наложения существа на фон не ощущается вовсе.
Все должные элементы качественного и классического кайдзю-фильма фильм 1995 года в себе содержит. Ну, разве что вы так привыкли к Хейсею, что вам кровь из носу необходим финальный уход Годзиллы в море — тогда, увы, здесь уж вас ждёт разочарование. Недопустимо смотреть также и американский релиз — нет-нет, они с фильмом ничего такого не сделали, не пере-монтировали, не переврали, не добавили своих актёров, как это всегда бывало, но они сняли другие финальные титры, а здесь эта ретроспектива-нарезка попросту является одним из главнейших цепляющих элементов картины!
Удачно смешивая хоррор-жанр с фильмом-катастрофой, разбавленным немаловажным элементом зрелищного боевика, последняя картина цикла словно намеренно подаёт Годзилле противника, с которым тот справиться не в состоянии, при этом угрожающее человечеству новое чудовище необходимо стравить с атомным монстром, чтобы снизить последствия ядерного распада. Обилие сюжетных веток и различного рода противоречий прекрасно создаёт такой сюжет, который пересматривать хочется вновь и вновь. Он жёсткий, кровавый, зрелищный и крайне эмоционально-напряжённый!
Фильм вышел далеко не одноразовым, и куда более глубоким, чем большинство предшественников. Получив несколько наград и номинаций вместе с восторженным отзывами криков, фильм всё же вызвал ряд бурного недовольства поклонников самим фактом — как это, мол, вы убиваете Годзиллу?! На что Тохо пообещали не заканчивать с королём монстров, а вернуть его стопроцентно в 2005 году. Из-за одного бездарного Эмериха сделать это пришлось куда раньше, уже в 1999, но это уже совсем другая история. Просто Годзилла всегда возвращается. Расправился он там или был убит — не важно. Потому что такой символ попросту не может исчезнуть. Всегда, где-то там… в дыму… в тумане… В общем, король умер — да здравствует король!
10 из 10
Оригинал