Годзилла, Мотра, Эбира: Великая схватка в Южных Морях Ставший едва ли не трэш-бредом в «Монстре Зеро» Годзилла обошёлся на этот раз куда более вменяемым сюжетом безо всяких пришельцев. Да и про количество монстров тут не забыли — Годзилла, рак-гигант Эбира, Мотра в форме бабочки и даже гигантский кондор Дайкондура (Daikondura) или Оокондору — есть, на что посмотреть.
Любопытен и подход к истории. Мало того, что само действие развернётся на островах, перемещаясь в мегаполисов к секретной базе, но и персонажи выстроены здесь специфически. Этакие «злодеи против злодеев», подобного в фильмах о Годзилле ещё не случалось.
В центре сюжета — отчаянный парень уже два месяца разыскивающий брата после кораблекрушения. Местная гадалка уверяет, что на том свете его нет и тот всё ещё жив. В итоге главный герой попросту угоняет лодку в порту вместе с двумя неудачниками с танцевального конкурса. «Хозяином» лодки оказывается внезапно другой угонщик — криминальный гений, ограбивший банк.
Все четверо попадают в кораблекрушение, столкнувшись с гигантским омаром, раздробившим лодку и утопившим всё награбленное и похищенное. Правда всем удалось уцелеть — редко когда в повествовании 4 ключевых героя вместо трёх, а здесь, ко всему прочему, ещё и отсутствует в команде и женщина и учёный.
Женщину, правда, вскоре находят на острове. Там не так уж всё и необитаемо. Вот только местные жители — организация «Красный Бамбук», создающее ядерное оружие и использующая рабский труд дикарей с острова Инфанта. Вот одна такая дикарка и сбегает от присмотра, натыкаясь на главных героев — уже команда из пяти человек, что не хило.
Итого у нас: загадочный остров, фабрика по производству водородных бомб, вокруг плавает морской хищный монстр, рабский труд, кучка военных фанатиков, возглавляемых, кажется, второй раз играющим злодея самим Акихико Хиратой (Серидзава из «Годзиллы»), даже снова с повязкой на глазу, работающим на всегда воплощающего роли начальников, и даже на «тёмной стороне» ставшего главным злодеем — Дзюна Тадзаки. Главную роль играет тоже далеко не новичок в кайдзю-фильмах — Акира Такарада, сбежавшую девушку — Куми Мидзуно также с рядом жанровых картин за плечами.
И вот пятеро(!) главных героев после всяких шпионских вылазок, перестрелок и побегушек по остров оказываются в пещере, где по иронии судьбы крепким сном дрыхнет Годзилла. Естественно, атомное чудовище лучше разбудить, чтобы он и военных отвлёк и крабу-переростку накостылял.
Но самое интересное, что Годзилла здесь отнюдь, вопреки двум своим последним фильмам, не представлен «защитником земли» и «спасителем человечества». И героями он воспринимается, как ужас атомной войны, и сам по себе во всю сеет хаос и разрушение — просто из-за специфики местности на базе «злодеев фильма».
Фукуда, конечно, не Хонда, а спецэффекты к фильму делал даже не Цубурайя, а Садамаса Арикава под его присмотром, а уж музыку и вовсе написал не Ифукубе, а опять Масару Сато («Годзилла снова нападает»), и на этот раз совсем уж какую-то нелепую и бредовую.
А ведь сюжет здесь попросту приключенческий. Он развлекательный, немного семейный и с юмором, но не детский и не нелепый. Да, есть пара мест, заставляющих ударить себя ладонью по лицу — теннис валуном между Годзи и раком-переростком, факт, что мотылёк Мотра сбывает Годзиллу с ног тоненьким крылышком, и, из-за музыки, сцена обстрела истребителями, так как Годзилла там будто танцует…
В остальном же кино хорошее. Главное — это вытерпеть костюм Короля Монстров. Да, сам Годзилла тут ужасен, этого не отнять. Он едва ли в чём-то изменился ещё с прошлой картины — лягушковатый «Коржик», костюм даже не попытались вернуть на уровень «Годзиллы против Мотры». Но зато остальные монстры сделаны отлично!
Эбира — ужас глубин, гроза морей, по сути просто огромный рак красного цвета, этакий здоровый омар или лобстер, клешни, глазки на «палочках», характерный хвост и панцирь. Членистоногое выглядит так, как и должен выглядеть монстр-рак. Он не смешон, не очеловечен (исключая волейбол-эпизод), и ещё он заживо пожирает людей.
Фильм и вправду тяжело назвать детским. При всей наивности здесь есть кровь, убийства, расстрел рабов, раздавленные разрушениями люди, и уже упомянутое пожирание живьём.
Гигантского лобстера показывают буквально сразу — эпизод с клешнёй идёт на четырнадцатой минуте фильма. Годзиллу ждать дольше. Несколько сцен его показывают спящим — и в этот момент костюм выглядит даже не так плохо, видимо дело в глазах и некоторых ужимках поведения. Будить его решают методом доктора Франкенштейна — молнией! Дождаться грозы, протянуть проволоки пробудить древнее спящее зло, пока рабы молятся своей никак не прилетающей сюда Мотре.
Мотра появляется под конец картины и «saves the day», как божеству полагается. Удвтельное дело, Мотра — уже с крыльями. А в прошлый раз мы её наблюдали в виде червячка-личинки. У бабочки тут аж целых две модели — потрясающая новая и сильно потрёпанная старая. Чаще всего используется более древняя модель — студия, видимо, хотела обновлённую сохранить в целости и в приятном виде. Но это чередование таки бросается в глаза от сцены к сцене.
Последним участником битвы монстров на короткий промежуток своего звёздного часа появляется Дайкондуру/Укондору — здоровенная птица, атакующая усталого Годзиллу. Говорят, монстр был впихнут японцами, как ирония над американским фильмом «Гигантский Коготь».
Есть ещё один факт, всё расставляющий на свои места, и странное поведение Годзиллы (броски камней и симпатия к девушке) в том числе. По сценарию вместо Годзи на острове фигурировал спящий Кинг Конг. Уже был изготовлен новый костюм — он у Иширо Хонды будет задействован в «Кинг Конг снова нападает», однако в самый-самый последний момент студия решила, что лучше будет использовать «более популярного монстра» — и впихнули таки Годзиллу.
Монстров много, экранного времени у них у всех не мало, по крайней мере Годзилла и Эбира сражаются несколько раз, в том числе в шикарно сделанных подводных эпизодах.
По крайней мере даже с нелепым звуковым сопровождением и рядом нелепых сцен, глупым такое кино уж точно не назовёшь. Он очень авантюрный, полный сюжетных любопытных ходов, возможно, сейчас и очевидных при банальном стечении разных обстоятельств, но всё равно здесь столько же приключенческого духа, сколько и в шедевральном «Годзилле и Пришельце из космоса» 90х, где действие по началу тоже происходит на острове.
Дзюн Фукуда не испортил фильмы о Годзилле. По крайней мере, пока. С серьёзными кайдзю-лентами это кино, конечно, не сравниться, однако быть чем-то в духе «Трёх монстров» и «Годзиллы против Кинг Конга» ему удаётся на славу. Ну, может быть, чуть хуже из-за бредовой музыки, которую ругать хочется просто в каждом абзаце. В остальном же — это очень хорошее кино кайдзю-жанра. Качественное, динамичное, интересное и с хорошими эффектами своего времени.
7 из 10
Оригинал