Годзилла против загрязнения окружающей среды… Насмотревшись на загрязнение окружающей среды, Йошимитсу Банно предложил идею фильма для Годзиллы, где бы атомный ящер сражался с тварью из грязи и отходов. Возможно, идею также позаимствовали из культового хоррора «Капля» 1958 года, где космическое создание, напоминающее желе, пожирало людей и увеличивалось в размерах, как биомасса. Отсюда же и приписанное Хедоре космическое происхождение.
Продюсер Томоюки Танака был госпитализирован и руководить проектом не мог. Когда же он, наконец, увидел фильм, то был просто вне себя. Картину он посчитал худшей из возможных, а образ Годзиллы попросту уничтоженным. Самого же Банно уволили с поста режиссёров и особо близко к кино более не подпускали, дав побыть продюсером пары картин.
Негодование продюсера понять можно, однако не он ли допустил «Атаку Годзиллы» — ещё более детский и нелепый фильм франчайза? Впрочем, и здесь очень много глупостей, хотя столь мощный смысловой посыл об окружающей среде способен перекрыть многие огрехи. Просто у фильма при ярких достоинствах минусы прямо-таки катастрофические.
Режиссура Банно и вправду не блещет ничем выдающимся. Актёрский состав у картины очень слабый, играть в кадре напрочь все отказываются, да и прописаны людские персонажи не то, что плоско и поверхностно, а откровенно плохо и невзрачно, словно людей вмещали в сюжет уже после всей истории.
Ярко выражено, как режиссёр увлекался непосредственно кайдзю-частью истории. Вот только битвы монстров тоже сняты из рук вон плохо, да к тому же картина страдает очень кривым монтажом — то повторяя одни и те же сцены, то отзеркаливая кадр, путая повреждённые части тел местами — очень много ляпов.
Картину так и распирает от противоречий: многогранность и серьёзность против глупости и наивности, экологические проблемы и детсадовское поведение, монстр и куча трупов в серных испарениях при очеловечивании Годзиллы до одной из самых худших сцен в истории существования ящера на киноэкранах, да и фильм плох отнюдь не только реактивным полётом. А режиссёр не стесняется топить в грязевой жиже даже живых кошек и младенцев…
в центре истории — учёный-исследователь, пытающийся понять, что же за странное создание появилось в море и нападает на нефтяные танкеры и нефтедобывающие вышки. Помимо него самого в кадре регулярно присутствует его семья: жена, маленький сын, помешанный на Годзилле (самый раздражающий персонаж) и брат-хиппи, который со своей новой подружкой устраивает у горы фестиваль…
Фильм пронизан этим кислотным духом, открываясь вообще подобно музыкальным номерам «Бондианы» в кадре поют, играют на гитарах, хиппуют и раздражают буйством красок. Музыка Ричиро Манабе настолько отвратительна, что позволяет даже забыть весь джазовый ужас из «Годзиллы против морского монстра». Заглавная тема Годзиллы — кошмарна, а песня из титров повторяется аж несколько раз…
Костюм у Атомного Ящера здесь, вроде как, мало изменился с «Уничтожить всех монстров» и «Атаки Годзиллы», в профиль выглядит даже прилично. Ну, и портить его режиссёр не стесняется. Лупящие друг друга монстры регулярно наносят какие-нибудь повреждения, ослепляют друг друга, а лапы Годзиллы то и дело пробивают туловище Хедоры или торчат из него наружу.
Хедора — собственно, грязевая биомасса, поглощающая нефть, бензин, дым и всякие отходы. В атмосферу выделяет уйму серы и серной кислоты, так что нападения чудовища сопровождаются муками, ожогами и даже разложением человеческих тел до состояния скелетов. Пожалуй, самый жестокий и брутальный фильм Шова-эры, в принципе. Но при этом ещё и настолько наивно-детский…
Годзилле зачем-то придумали клинически идиотский «фирменный жест», когда он сначала вытирает рот, а потом машет лапой по-кошачьи… Мальчишка-фанат пол фильма вообще видит Короля Монстров в своих снах, каким-то образом чувствует его приближение, ну, и в общем, всячески портит кино своим присутствием, переигрыванием и неуместной здесь «детскосктью».
Зачем сочетать серьёзное и жёсткое кино с откровенными замашками на детскую аудиторию, а Годзиллу опять превращать в защитника Земли на страже экологии — откровенно непонятно. Люди на Годзиллу не реагируют вообще, мол мимо проходил, и молодец. Сам Годзи никак не реагирует на мощнейшие электрические разряды, словно является теперь их проводником.
Но самый трэш-бред начинается тогда, когда атомный ящер пытается тогнать сбегающего с поля боя соперника. Годзилла решает, что он тоже не промах, и превращает себя в двигатель на атомной тяге — устраивая помпезный полёт клинической идиотии на своём луче-дыхании… Причём дважды! Вопрос, что курили авторы столь низкопробной идеи на отпускает фанатов Годзиллы по сей день.
Как можно откровенно отравлять фильм кучей нелепых сцен, а потом набивать его отнюдь неглупыми посылами человечеству и разнообразным смыслом, делая кино по своей сути — глубоким, но в визуальном плане попросту детсадовским, но непригодным для своей юной аудитории из-за творящегося на экране беспредельного насилия. Фильм-противоречие, фильм-недоразумение.
Из гигантского головастика, пьющего нефть, Хедора превращается в подобие земноводного, высасывающего дым из труб, следом обретет форму реактивного летательного аппарата похожего и на летающую тарелку и на доисторического трилобита, всасывает в себя автомобили в виде цельной грязевой капли, и под конец обращается двуногим и хвостатым монстром на манер Годзиллы, и оказывается вооружено ещё красным лучом. Атомный Луч Годзиллы сделан средненько, а в полёте вообще обращается в паровое дыхание, как в старых фильмах…
Ни с кем у Годзиллы не было столько проблем, как с Хедорой, да и по сути фильм как раз о торжестве науки над чудовищем, одолевают монстра люди. Но это всё равно не прибавляет особой остроты поднятой экологической теме, режиссёру не хватает навыков и киноязыка, чтобы раскрыть свою мысль более грамотно и донести её куда более интересно.
Более того, образ Хедоры напрочь испортили его инопланетным происхождением. Нет, чтобы монстр всерьёз был результатом выброса отходов и ядерных испытаний, надо было приписать, что он прилетел на метеорите… Японцам, похоже, только повод дай куда угодно вляпать этих своих пришельцев в сюжеты…
У фильма не отнять его многообразия — чудовищ показывают регулярно, стычек между ними очень много, битвы относительно-зрелищные, но поставлены по большей части халтурно и не изобретательно. Спецэффекты делал Теруйоши Накано, сменивший умершего в семидесятом Эйдзи Цубурайю на посту кайдзю-создателя 70х годов.
При том, что сам фильм откровенно слабый, у него есть несколько эффектных козырей в рукаве, чтобы впечатлить. Ну, и немногие фильмы о Годзилле всё-таки возвращались к изначальному своему смыслу о пагубном воздействии человека на мир вокруг. Можно понять и тех, кому фильм понравился, и праведный гнев продюсера, лишившего режиссёра шанса на карьеру в кино-бизнесе. Здесь яркие достоинства и смелые решения борются в кровавой схватке не на жизнь, а насмерть с не перевариваемыми минусами, недочётами и откровенной халтурой. Очень двойственное кино: глупое, но жестокое, осмысленное и бредовое одновременно. Хиппи, что с них взять…
5 из 10
Оригинал